Историческое обозрение священных книг Нового Завета - читать, ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
« Общий недостаток всех их, – но отзыву Ройсса 41, – неполнота, отсутствие всякого научного плана, а главное – критики, при чем смешивались в одной системе и археологические и догматические исследования 42. Одно лицо, впрочем, резко выдается не только из ряда своих современников, но и многих лиц последующего времени, – это Р. Симон, (Richard Simon) , священник католической оратории в Париже (д. см. 1712 г.) . Он первый, по общему признанию, проложил путь истинно-научной, критической разработке вопросов новозаветной исагогики, – критической как в лучшем, так отчасти и в худшем смысле этого слова. И действительно, относящиеся к предмету вашей науки его сочинения: «Критическая история текста Нового Завета» 1689 г., «Критическая история переводов Нового Завета» 1690 г., «Критическая история главнейших комментаторов Нового Завета» 1693 г., и потом, как прибавление к ним, «Новые замечания о тексте и переводах Нового Завета» 1695 г.

43, отличаются сколько обширною историческою ученостью, столько же смелостью и глубиною критического исследования – смелостью которая привела его, впрочем, ко многим крайностям во взглядах и суждениях и испугала потом его самого так, что он в старости сжег свои рукописи 44. Он же первый отделил новозаветную исагогику от ветхозаветной.

Новый период развития начинается для нашей науки со второй половины прошедшего столетия, хотя подготовление началось еще ранее. С одной стороны, начавшиеся еще с начала столетия, и даже paнее, ученые исследования относительно новозаветного текста, – каковы, напр., вышеуказанные исследования Р. Симона, а также исследования английских ученых – Бриана Вальтона (д. см. 1661 г.) в его «Apparatus biblicus сhronologico-topographico-philologricus» – предисловие к изданной им так называемой Лондонской Полиглотте (1657 г.) 45 и Милля (д. см. 1707 г.) в его «Ргоlegomena-х ad Novum Teslamenlum» 46, германских – Бенгеля (Иоганн Альбрехт Бенгель) (д. см. 1752 г.) 47 и Веттштейна 48 (д. см. 1754 г.) 49, познакомили тогдашний богословский мир с критическим методом в приложении его особенно к истории текста. С другой стороны, с половины прошедшего столетия протестантское богословие, занятое дотоле схоластическими прениями в области догматики, подпадает сильному влиянию рационализма, который под видом историко-критического исследования фактов вводит на самом деле в исторические и экзегетические исследования о Библии начала самой произвольной и разрушительной критики. Труды двух лиц открывают собою этот новый период в истории нашей науки: Иoaнна Давида Михаэлиса (1791 г.) и Иoaнна Соломона Землера (1791 г.) . Сочинение первого – «Введение в божественные книги Нового Завета» 50, составляет труд, не утративший цены во многих отношениях и доселе. Сочинения второго – «Руководство к свободному толкованию Нового Завета» 51 и «Рассуждение о свободном исследовании канона» 52, значительны в особенности произвольно-скептическими гипотезами, в них проводимыми. Эти-то два лица, и в особенности последний из них – Землер, справедливо называемый многими отцом новейшего рационализма, положили начало тому разрушительному направлению в области библейской критики, которое имеет последователей еще и в настоящее время. В направлении Землера, с большею или меньшею смелостью, шли в области библейской и, в частности, именно новозаветной исагогики: Генлейн 53, Эйхгорн 54, Гризингер 55, Бертольд (Леонард) 56, Шмидт 57; особенную популярность между ними приобрел Эйхгорн, один из талантливейших критиков-рационалистов конца прошедшего и первой четверти нынешнего столетия.

Из времени, ближайшего к нам, в духе того же отрицательного направления разрабатывали вопросы новозаветной исагогики: Де Ветте, учебник которого – «Историко-критическое введение в Библию Ветхого и Нового Завета» 58 – составил в свое время, по отзыву Герике 59, эпоху в истории новозаветной исагогики; Шотт (Генрих Вильгельм Шотт) 60, Креднер (Карл Август Креднер) 61, Нейдеккер (Иоганн Христиан Готтгольд Нейдеккер) 62 и Ройсс (Эдуард Ройсс) 63. Но с особенною резкостью до самых крайних пределов это отрицательное направление в области библейской критики было, как известно, развито в новейшее время, под влиянием философских школ Гегеля и Щлейермахера, с одной стороны – Штраусом с его последователями, с другой – Новотюбингенскою школою, между членам которой, кроме самого Ф. Х. Баура (1860 г.) особенно замечательны: А. Швеглер, Э. Целлер, А. Ричль, А. Гильгенфельд, Р. Кёстлин, Г. Фолькмар и некоторые другие. Kpoме Гильгенфельда, издавшего в 1875 г. в свет свое обширное «Историко-критическое введение в Новый Завет » 64, все остальные из поименованных нами ученых известны, собственно, разного рода историко-критическими исследованиями, имеющими разное содержание и цели, хотя и вращающимися около одного главного пункта – евангельской истории и истории первенствующей Церкви Христовой 65. Поэтому и для новозаветной исагогики некоторые из них не лишены большего или меньшего значения, разумеется в тех частях, где развиваемые в них взгляды не идут в разрез с преданием и критикою Церкви Вселенской.
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

историческое обозрение священных книг нового завета |

Источник текста


Постоянная ссылка: Историческое обозрение священных книг Нового Завета - читать, скачать - протоиерей Василий Рождественский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера