Источник текста

Церковь святых апостолов Петра и Павла в Карачарово - Слово Блаженного Августина, епископа Иппонийского, в честь праздника апостолов Петра и Павла


Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», — удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus) , и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою» ( Мф. 16, 16–18 ) . На «сем камени» (petra) , на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо «ты еси Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus) , а не от Петра (Petrus) «камень» (petra) , точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого «камня» (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? — Послушайте апостола Павла: «Не хощу же вас не ведети, братие, — говорит апостол Христов, — яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос» ( 1 Кор. 10, 1–4 ) . Вот от какого «Камени» Петр!

Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место ( Мф. 10, 2 ) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (16, 19) . Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем Апостолам Своим: «Приимите Дух Свят», — и вслед за тем: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся ( Ин. 20, 22–23 ) ; или: елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех ( Мф. 18, 18 ) . Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне — Самом Иисусе Христе ( Еф. 2, 20 ) , связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо пленицами своих грехов, — говорит Премудрый, — кийждо затязается ( Притч. 5, 22 ) ; а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Петр был первым между Апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному Апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви. Симоне Ионин, — говорил Господь Петру, — любиши ли Мя? И Апостол отвечал: Ей, Господи: ты веси, яко люблю Тя; и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как бы не верят, опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому, после этого Петр отвечал: Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя. И глагола ему Иисус во все три раза: Паси овцы Моя ( Ин. 20, 15–17 ) . Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное исповедание Петрово пред своим Господом имело еще особенную, благодетельную для Апостола, цель. Тот, кому даны были ключи Царствия и право вязать и решить, сам троекратно связал себя страхом и малодушием ( Мф. 26, 69–75 ) , и Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его же исповеданием крепкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всем Апостолам и преемникам их. Внимайте себе и всему стаду, — взывает, апостол Павел к пресвитерам церковным, — в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею ( Деян. 20, 28 ) ; и апостол Петр к старцам: Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: не яко обладающе притчу, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику, приймете неувядаемый славы венец ( 1 Пет. 5, 2–4 ) .

Замечательно, что Христос, говоря Петру: паси овцы Моя, — не сказал: паси овцы своя, — но паси, благий рабе, овцы Господни. Еда бо разделися Христос, еда Павел распятся по вас, или во имя петрово или павлово крестистеся ( 1 Кор. 1, 13 ) ? Паси овцы Моя. Ибо волцы хищницы, волцы тяжцы, лживии учители и наемники, не щадящии стада» (Мф. 7, 15, Деян. 20, 29; 2 Пет. 2, 1; Ин. 10, 12) , расхищая чужое стадо и делая из добычи как бы собственное стяжание, думают, что они пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри Господни. «Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы» ( Ин. 10, 11 ) , врученные ему Самим Пастыреначальником ( 1 Пет. 5, 4 ) . И апостол Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство свое мученической смертью ныне по всему миру прославляемой.

И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на пути, дышал прещением и убийством на учеников Господних ( Деян. 9, 1 ) , жаждал крови, но — Живый на Небесах посмеялся ему ( Пс. 2, 4 ) . Когда он, гоня и озлобляя таким образом Церковь Божию ( 1 Кор. 15, 9; Деян. 8, 5 ) , приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: Савле, что Мя гониши? — Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться этому; мы сами — члены Тела Христова. Савле, что Мя гониши; жестоко ти есть противу рожну прати ( Деян. 9, 4–5 ) . Савл же, трепеща и ужасаяся, возопил: Кто еси, Господи? Аз есмь Иисус, — ответствовал ему Господь, — Егоже ты гониши. И Савл внезапно переменяется: Что мя хощеши сотворити? — восклицает. И бысть к нему глас: Востани и вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити (5, 6) . Тут Господь посылает Ананию: Востав поди на стогну к человеку, именем Савлу, и крести его, яко сосуд избран Ми есть сей, пронести Имя Мое пред языки и царьми и сынами израилевыми» (11, 15, 18) . Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею. Отвеща же Анания: Господи, слышал от многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей, связати вся нарицающия Имя Твое» (13, 14) . Но Господь настоятельно повелевает Анании: Иди и взыщи его, яко сосуд избран Ми есть: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати (11, 15, 16) .

И действительно Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому дню. В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, — прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице своем гордость в смирение, как и самое имя его (Paulus) , то есть «малый, немногий, меньший», показывает это. Что же после этого апостол Павел? Вопросите его, он сам на это отвечает: Аз есмь, — говорит он, — мний Апостолов: но паче всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною ( 1 Кор. 15, 9, 10 ) . Итак, братья, празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, во еже уподобитися им (2 Сол. 5 9) , и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но толиким облежащим нас облаком свидетелей ( Евр. 12, 1 ) , прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам Начальник веры и Совершитель Господь наш Иисус Христос ( Евр. 12, 2 ) ; за Ним последовали Его неустрашимые Апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути? — Тот, Кто сказал: Без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15, 5 ) .

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Церковь святых апостолов Петра и Павла в Карачарово - Проповедь в честь праздника апостолов Петра и ... | Церковь святых апостолов Петра и Павла в Карачарово - Почему день святых апостолов Петра и Павла ... | Церковь святых апостолов Петра и Павла в Карачарово - Святых первоверховных апостолов Петра и Павла | Церковь святых апостолов Петра и Павла в Карачарово - Слово Блаженного Августина, епископа ... | Церковь святых апостолов Петра и Павла в Карачарово - Святые апостолы Петр и Павел | Церковь святых апостолов Петра и Павла в Карачарово - Акафист святым первоверховным апостолам Петру ... |
Приход святого благоверного князя Димитрия ...
... того же уезда. 10 сентября 1900 года Преосвященным Сергием, епископом Бийским, викарием Томской епархии, рукоположен во диакона к Христорождественской церкви с. Ваганово Кузнецкого уезда. По своему прошению 24 августа 1901 года епископом Томским и Барнаульским Макарием переведен к Михаилоархангельской церкви с. Смолинского того же уезда. С 1894 по 1903 год занимал должности учителя церковно-приходских школ. 8 сентября 1903 года Преосвященным Макарием, епископом Томским и Барнаульским, рукоположен во священника к церкви Архистратига Божия Михаила с. Таскаевского Каинского уезда. В церкви святых апостолов Петра и Павла в селе Драчёнино отец Матвей служил с 30 сентября 1905 года. С 15 сентября 1909 года был законоучителем церковной школы грамоты. С 15 августа 1910 года состоял противосектантским миссионером в своем благочинии. За труды и усердие по школьному делу преподано архипастырское благословение Преосвященного Макария, епископа Томского и Барнаульского, 24 ноября 1901 года. За усердное исполнение пастырских обязанностей ко дню Святой Пасхи 1908 года награжден набедренником, 1916 года – скуфьей. 2 июня 1900 года Матвей Яковлевич венчался с дочерью священника Евдокией ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Церковь святых апостолов Петра и Павла в Карачарово - Слово Блаженного Августина, епископа Иппонийского, в честь праздника апостолов Петра и Павла
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"