> Дело дня: Помогите ребёнку <

Священники о "политкоррекции" классиков | Православие и мир

 001   002
В начало текстаВ конец текста
Данте Алигьери ( 1265-1321 ) Представители организации Gherush92 утверждают, что Данте Алигьери, чье значение для итальянской культуры не сравнимо ни с чем (для итальянцев он значит, пожалуй, больше, чем даже Пушкин для русских) – расист, а «Божественная комедия» должна быть удалена из школьной программы по литературе.

Gherush92 – структура, консультирующая, в частности, Экономический и социальный совет ООН. В Италии они заняты правозащитой и образованием. Президент Gherush92 Валентина Серени предъявила претензии, в частности, к тому, что у Данте исламский пророк Магомет мучается в аду как еретик, причем казнь его безобразна («Нутро у одного зияло От самых губ дотуда, где смердят: Копна кишок между колен свисала, Виднелось сердце с мерзостной мошной, Где съеденное переходит в кало. Несчастный, взглядом встретившись со мной, Разверз руками грудь, от крови влажен, И молвил так: “Смотри на образ мой! Смотри, как Магомет обезображен! ”») Гомосексуализм Данте тоже, разумеется, считает грехом, за который положены муки в аду или в чистилище – такое, с точки зрения правозащитников, детям тоже нельзя давать в руки. Кроме того, Данте обвинили в расизме и антисемитизме.

Представители организации предлагают совсем удалить поэму из школьной программы или сопроводить необходимыми разъяснениями – как в СССР комментировали христианские и другие «неблагонадежные» мотивы у классиков.

Произведения литературы, написанные до распространения идеологии политкорректности, не впервые подвергаются цензуре или удаляются из школьных программ. Так, в США расистскими считаются не только такие классические произведения, как «Приключения Гекльберри Финна» и «Унесенные ветром», но и «Хижина дяди Тома», которая в свое время была знаменем борьбы за освобождение негров. «Десять негритят» Агаты Кристи сейчас издаются под названием «И не осталось никого» (“And Then There was None”) , а в тексте негритята заменены «маленькими индейцами».

Не секрет, что в произведениях русской классики при желании также можно найти пассажи, обидные для представителей тех или иных народов (включая русских) или вероисповеданий. Так, не раз звучали требования исключить из школьной программы «Тараса Бульбу» Гоголя за антисемитизм. «Может ли, на ваш взгляд, быть оправдана такая «политкоррекция» классиков? » – с такими вопросами корреспондент Regions. ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине: Современное культурное общество решило, что победило мир новым мышлением. И это еще только начало.

С такой «политкоррекцией» мы знакомы хорошо – начиная со знаменитой «Пощёчины общественному вкусу», где призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «парохода современности». Мы свою революцию взглядов, которая начиналась с деклараций левых эсеров и закончилась массовыми репрессиями, пережили.

Теперь же другие силы устанавливают свой мировой порядок. Думаю, Данте с Марком Твеном – это только начало, и, пока они не опомнятся, много дров наломают.

В 20-е годы прошлого столетия мир ужасался эпатажным заявлениям, – сейчас эта «свобода» гуляет по всему миру, и будет гулять, пока мир не опомнится и не встанет на защиту мировых культурных ценностей.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери “Живоносный источник” в Царицыне: Я задумался: а кто следующий в очередь на политкоррекцию? Шекспир? Лесков? – но потом решил, что никого из классиков она не минет.

Я воспринимаю это как курьез и нелепость жизни «в режиме онлайн». Ведь еще блаженный Августин в своей «Исповеди» учил смотреть на исторические реалии и события с точки зрения того времени, когда это происходило. И этот подход, безусловно, применим не только, скажем, к истории Священного Писания, но и вообще к истории и культуре.

Но если на вооружение будут взяты методы вышеупомянутых «поборников политкорректности», то наша культура будет просто уничтожена, потому что в принципе нет таких произведений, которые бы всех устраивали.

Протоиерей Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области: Данная ситуация близко напоминает сцену из знаменитого романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», где в обществе будущего сжигают книги неугодных той или иной группе авторов: «Цветным не нравится книга “Маленький черный Самбо”. Сжечь ее. Белым неприятна “Хижина дяди Тома”. Сжечь и ее тоже… Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь все, что рождает тревогу. В печку! » Исторические или культурологические комментарии к произведениям античных или средневековых авторов, да и к классике XIX века, безусловно, необходимы: многие реалии тех эпох и особенности мировоззрения современному читателю зачастую уже непонятны. Это нужный и благодарный труд.

Другое дело, когда в угоду тем или иным политическим или идеологическим веяниям произведения классиков цензурируют, а то и вообще запрещают. Это уже какое-то варварство. Конечно, это и недопустимо, и очень печально.

 001   002
В начало текстаВ конец текста

  • Вам может быть интересно:

    храм бессребреников космы дамиана благовещения шубине | архиепископ иларион человек cможет адекватно воспринимать богослужение русском славянском языке если проникнется тем духом тем образом мыслей которыми были порождены богослужебные тексты | церковь космы дамиана ассийских городище временная | церковь свв бессребреников космы дамиана при клиническом центре передовых медицинских технологий | церковь космы дамиана при вознесенской церкви |

    Предыдущий текст

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Священники о политкоррекции классиков | Православие и мир
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера