> Дело дня: Помогите ребёнку <

Толкование на паримии из книги Притчей - читать, скачать - епископ ...

  028   029   030   031   032   033   034   035   036   037  038   039   040   041   042   043   044   045   046   047   048
В начало текстаВ конец текста
«И ненавидящие мя, – продолжает Божественная Премудрость, – любят смерть»: это не то значит, чтобы ненавистники учения Божественной Премудрости сами себе желали смерти или погибели, а то, что они идут путем, ведущим к погибели, поступают так, что неизбежно должны испытать пагубные последствия своего пренебрежения и ненависти к урокам Премудрости и в здешней жизни и в будущей.

За сим следует величественное изображение Божественной Премудрости, как устроительницы Царствия Божия на земле с его благами. ( Гл. IX, I – 11 ) .

Под Премудростию, устроившею дом, разумеется таже ипостасная Премудрость, о которой говорится в предшествующей паримии. Так именно разумеют отцы и учители Церкви: св.

4. В предшествующей паримии была речь об участии ипостасной Премудрости в творении и промышлении ( Притч. 8: 27–29 ) . Здесь же ипостасная Премудрость говорит об устроении Царствия Божия, или Церкви среди людей для их просвещения и освящения. – «Премудрость созда себе дом». Под домом здесь разумеется Церковь Христова. Сим именем она называется и в Новом Завете. «Да увеси, – пишет Апостол Павел Тимофею, – како подобает в дому Божием жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3: 15 ) . Под домом Премудрости разумеет Церковь св.

5. Почему Церковь Христова называется домом? Потому что в ней Сам Иисус Христос обитает Своею благодатию, согласно непреложному Своему обетованию ( Мф. 28: 20 ) , особенно в таинстве Тела и Крови Своей, и потому что члены Церкви суть тоже в её составе, что камни в вещественном здании ( 1Пет. 2: 5 ) . Дом Премудрости утвержден на седми столпах. Это значит, что Церковь Христова снабжена всем, что́ только нужно для её благоустройства, процветания и славы. Ибо определенное число 7 в Писании нередко употребляется в смысле неопределенном, как число полноты и совершенства ( Пс. 11: 7. Мф. 18: 21–22. Быт. 4: 24 ) . Впрочем, достойно уважения и мнение тех, которые под седмью столпами разумеют или седмь даров Св. Духа ( Ис. 11: 12 ) , или седмь таинств, или седмь вселенских Соборов. Все это такие принадлежности Церкви, которые составляют её силу, красоту и славу.

Премудрость, приглашая невежд к Своей трапезе, повелевает им оставить неразумие, т. е. неверие, сомнения и заблуждения касательно того, что́ она внушает им, и вступить на путь разумения, т. е. покорить разум в послушание веры, в ней искать просвещения и руководства ко спасению. Трудно это для человека естественного, склонного судить невежественно. Ему начнут говорить о рождении свыше, как необходимом условии для вступления в Царствие Божие; а он поспешит сделать неуместное возражение: «како может человек родитися, стар сый? Еда может второе внити во утробу матере своея и родитися? » ( Ин. 3: 4 ) . Пред ним станут изображать блаженство общения со Христом чрез вкушение Тела и Крови Его; а он поймет это в грубом смысле и скажет то же самое, что́ некогда сказали Самому Иисусу Христу слушавшие Его беседу об этом предмете: «какие странные слова! Кто может это слушать? » ( Ин. 6: 60 ) . Пред ним заведут речь об искуплении грешного человека крестными страданиями и смертию Богочеловека; но слово крестное не может вместиться в плотском уме: «для Иудеев оно соблазн, для Еллинов безумие» ( 1Кор. 1: 23 ) . Самые Апостолы, доколе не были просвещены Св. Духом, не вмещали сего слова, разрушавшего их плотские мечты о Царстве Мессии ( Мф. 17: 23 ) . Но как ни трудно, а надобно отказаться от плотского образа мыслей о предметах веры, чтобы он не препятствовал нам вступить на путь веры. Что́ же нужно для удаления этого препятствия? Нужно как можно сильнее и глубже восчувствовать в себе потребности духовные, – потребности возрождения, обновления и освящения духовной природы. По мере того, как эти потребности будут усиливаться в нас, по мере того, как будет укореняться и возрастать в нас чувство нашей духовной немощи в борьбе со грехом, скудости наших естественных сил для истинного просвещения и освящения, чувство нужды в благодати Божией, – по мере всего этого сам собою будет в нас падать плотской образ мыслей касательно того, что вера предлагает нам для спасения. Так, например, проповедь о кресте Христовом уже не будет казаться безумием тому, кто решится беспристрастно оценить нравственное свое состояние пред судом совести и закона Божия, и потом взвесить всю тяжесть вины пред Богом грешника, всю великость ответственности его пред бесконечным правосудием Божиим; он поймет тогда, что для примирения с Богом грешника, бесконечно Его оскорбившего, потребно бесконечно великое удовлетворение, бесконечно великая жертва, и что, следственно, нечему удивляться, если для принесения такой жертвы нужно было Самому Сыну Божию смирить Себя до смерти крестной.
  028   029   030   031   032   033   034   035   036   037  038   039   040   041   042   043   044   045   046   047   048
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

страстная седмица | светлой седмицы | светлая седмица | сплошная седмица | седмичный круг богослужения |
Постоянная ссылка: Толкование на паримии из книги Притчей - читать, скачать - епископ Виссарион (Нечаев)
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера