Источник текста

АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия


, святая укрепляла их дух перед арестом. Однажды, придя в темницу и узнав, что все христиане казнены по приказу имп. Диоклетиана, А. У. громкими рыданиями выдала свою приверженность христ. вере. Ее отправили к наместнику пров. Иллирик Флору, а затем к императору, к-рый из уважения к ее знатному роду отложил казнь, поручив жрецу при храме Юпитера Ульпиану принудить А. У. к отречению от Христа. Ульпиан предложил святой выбор: драгоценности или орудия пыток, когда же она без колебаний выбрала последнее, долго пытался уговорить ее вернуться к язычеству. Поняв тщетность своих намерений, Ульпиан хотел осквернить ее чистоту, но, не успев прикоснуться к ней, ослеп и вскоре умер. А. У. осталась на свободе и поселилась у христианки

Время, место и обстоятельства кончины А. У. в др. источниках не совпадают с житием Симеона Метафраста; это происходит из-за смешения А. У., называемой Младшей, с др. происходившей также из Рима мученицей, Анастасией Римляныней (пам. 29 окт.) , называемой Старшей. В древние зап. мартирологи включена память только А. У., на Востоке памяти обеих Анастасий отмечены с IX в. (2 канона Иосифа Песнописца) ; в X в. появляются 2 жития Симеона Метафраста, написанные, вероятно, на основе более древних источников. 2 разных сказания содержатся и в Минологии Василия II, согласно к-рому А. У. была усечена мечом, как и Анастасия Римляныня. В древнейших слав. Прологах под 29 окт. помещено сказание об А. У., а во 2-й редакции Прологов есть память мц. Анастасии Солунской (30 окт.) , житие к-рой повторяет житие Анастасии Римляныни. По Иеронимову мартирологу, А. У. пострадала в столице Иллирика г. Сирмий ( совр. Сремска-Митровица, Сербия ) , по малому Римскому мартирологу - в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного - на о-ве Пальмария недалеко от Рима.

Греч. именование «Фармаколитрия» переводится как «исцеляющая от ядов или болезней»; в рус. традиции святая названа узорешительницей за то, что облегчала («разрешала») страдания узников-христиан. Согласно Симеону Метафрасту, мощи А. У. были захоронены благочестивой женщиной Аполлинарией, позже построившей над могилой церковь. По рим. преданию, храм в честь А. У. находился в Риме еще в нач. IV в. В К-поле храм мц. Анастасии, находившийся в портиках Домнина, существовал с кон. IV в. и был перестроен св. Маркианом в V в. По свидетельству Феодора Анагноста (нач. VI в.) , при имп. Льве I и Патриархе Геннадии ( 458-471 ) в этот храм были перенесены мощи А. У. из Сирмия. Неизвестный греч. автор сообщает, что храм А. У. в К-поле был построен имп.

Анастасием I Дикором на месте дома некоего Фармака (от имени к-рого якобы идет прозвание святой) , в то время как храм прп. Маркиана посвящен Анастасии Римляныне ( Patria CP. III 103; 43 ) . Согласно житию прп.

Антоний Новгородский (1200) видел в К-поле мощи А. У. и Анастасии Римляныни. В один день с А. У. отмечается память мучеников Хрисогона и Евтихиана, мц. Феодотии и ее сына мч. Евода.

Память А. У. содержится в большинстве греч. календарей. Согласно Типикону Великой ц. IX -X вв. празднование 22 янв. совершалось в храме вмц. Анастасии в Домниновых портиках ( Mateos. Typicon. P. 142-143 ) . Разные редакции Студийского устава - Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 76) и Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 348) - предписывают читать на утрене житие А. У., написанное Симеоном Метафрастом (BHG, N 82) . Служба А. У. включена в Иерусалимский устав, начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в. - Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 36) , и в совр. церковный календарь. Память А. У. зафиксирована в Минологии Василия II ( PG. 117. Col. 219-222 ) , Синаксаре К-польской ц. Х в. ( SynCP. Col. 333-336 ) , Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 367, 376) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 107) .

О почитании А. У. на Руси свидетельствует упоминание ее памяти в месяцесловах древнейших Евангелий - Реймсского 1-й пол. XI в. (Л. 3об.) и Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 249) . Песнопения А. У. помещены в Кондакаре кон. XI - нач. XII в. ( ГТГ. К-5349. Л. 45об. ) и Стихираре 1156-1163 гг. (РНБ. Соф. 384. Л. 6) , служба находится в составе Минеи XII в. (ГИМ. Син. 162. Л. 187-200 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 39) . Краткое житие А. У. переведено на Руси в 1-й пол. XII в. и включено в нестишной Пролог 1-й редакции (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. - Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 182) . В ВМЧ кроме проложного жития А. У. ошибочно включены мучения Анастасии Римляныни (BHG, N 76x и 76z) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 253-254) 1-я паг. () . Гимнография В Типиконе Великой ц. Х в. святой посвящен тропарь по 50-м псалме «??? ????????? ??????????? » (- Mateos. Typicon. T. 1. P. 142) . Различные редакции Студийского устава - Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 348-349) , Мессинский Типикон 1131 г. (Аrranz. Typicon. P. 76) ; древние списки Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в. - Дмитриевский. Описание. Т. 3. C. 36) , первый печатный рус. Типикон 1610 г., употребляемый ныне в РПЦ Типикон ( Т. 1. С. 338-339 ) указывают совершение в день памяти А. У. будничной службы без знака (см.)

Знаки праздников месяцеслова (в соединении с предпразднством Рождества Христова. Последование А. У. с момента своего появления в богослужебных книгах претерпело нек-рые изменения. Тропарь 4-го гласа « », указанный в Минеях, принятых ныне в РПЦ, содержится уже в Типиконе Великой ц. В Минеях, изданных Синодальной типографией) 1895 (, а также в принятом ныне в РПЦ Типиконе указывается общий тропарь 4-го гласа мученице « ». Канон А. У. прп. Иосифа Песнописца 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) акростих «????? ?? ?????? ?????????? ????. ?? ?????? » - Пою тебя, мученица Анастасия, любовью. Иосиф (содержится уже в студийских Минеях) напр., ГИМ. Син. № 162. Л. 187, XII в. - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 39. (. В печатных греч. Минеях кроме упомянутого канона Иосифа приводится и др. канон А. У.) акростих «???? ???????? ???, ??????, ?????? ??? ? ?????? » - Я, Иосиф, восхвалю твои, мученица, славные подвиги (, корпус седальнов и стихир отличается от содержащихся в слав. печатных Минеях. В рукописях) ???????. ? 368. ?. 130-131 (сохранилось последование А. У. с каноном Иосифа Песнописца 1-го гласа) акростих «???? ???????? ???, ??????, ?????? ??????, ??? ?????? » - Всесияющие твои, мученице, восхвалю страдания ныне я, Иосиф (, отличное от помещенных в печатных богослужебных книгах.)

Ист. : BHG, N 81-83b; BHL, N 401; SynСР. Col. 333, 133, 171; MartHieron. P. 97; ActaSS. Oct. T. 12. P. 513-529; PG. 86. Col. 216 [свидетельство Феодора Анагноста]; Ibid. 116. Col. 573-609 [житие Симеона Метафраста]; Suda. s. v. ?????????? [переписка Анастасии и Хрисогона]; Глинка, Евдокия. Житие св. великомученицы Анастасии, проименованной Узорешительницею. М., 1863; ЖСв. Дек. С. 595-614; Архангельское Евангелие 1092 г. М., 1912. Л. 141; Жуковская Л. П. Реймсское Евангелие: история его изучения и текст. М., 1978. Л. 3об. ; Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. Факс. воспроизв. М. ; Л., 1988. Л. 249; Страдания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, ее учителя Хрисогона, святой мученицы Феодотии и других, с ними пострадавших. М., 1994; Акафист святой великомученице Анастасии Узорешительнице. М., 2000. Лит. : Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 3. С. 514-517; Kirsch J. -P. Anastasie (1) DHGE. T. 2. Col. 1484-1485; idem. Anastasie DACL. T. 1. Col. 1919-1924; Whitehead P. B. The Church of S. Anastasia in Rome American J. of Archeology. 1927. Vol. 31. P. 405-420; Delehaye H. Etude sur le legendier romain: Les saints de novembre et de decembre. Brux., 1936. P. 151-171, 222-258; BiblSS. T. 1. P. 1042-1049; Devos P. Sainte Anastasie la vierge et la source de sa Passion (BHG 76z) AnBoll. 1962. T. 80. P. 33-47; ?????? ? . ?? . ?????????? ???. ?. 2. ?. 565-567; Janin. Eglises et monasteres. P. 22-26; Kappel G. Die Kirchenslavische Anastasielegende Slavia. Praha, 1971. T. 40.

П. Б. Михайлов, О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная Иконография Иконографических особенностей в изображении различных святых с именем Анастасия не существует. Точная идентификация образа возможна только при наличии сопроводительной надписи, что и в виз. и древнерус. искусстве встречается достаточно редко и только у А. У. и прмц. Анастасии Римляныни. Наименование «Фармаколитрия» имеется в Минологии Василия II ( Vat. gr. 1613. P. 264, 976-1025 ) ; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 272r) ; в ц. Святых врачей в Кастории (Греция) , нач. XII в. ; в Минологии XI-XII вв. (Laur. D 51) 427 (. Fol. 105v) ; в ц. вмч.

Георгия в Старо-Нагоричино (Македония) , 1317-1318 гг. ; в Минологии 1327-1340 гг. (Охоn. Bodleian. F. 1. Fol. 22r) ; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия) , 1348-1350 гг. ; в росписи мон-ря Поганово (Болгария) , ок. 1499 г. ; в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 58об.) .

Св. Анастасия изображалась в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в ее левой руке - маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом. По мнению нек-рых исследователей (Д. Войводич) , сосуд в руках присущ образу А. У., почитавшейся как целительница. Иногда св. Анастасия представлена в богатых одеяниях рим. патриции: в Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520 г. ; с венцом на голове: в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония) , ок. 1376 г. Изображения св. Анастасии присутствуют в росписях каппадокийских церквей: Трех крестов (№ 3) в Гюлю-Дере, кон. IX в. ; св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюлю-Дере, между 913 и 920 гг. ; св. Апостолов в Синасосе, 1-я четв. X в. ; в Баллы-килисе в Соганлы, 1-я пол. X в. ; Мазыкёй, ок. Ургюпа, сер. X в. ; в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в. ; св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг. ; Киличлер-Кюшлюк в Гёреме, 1-я пол. XI в. ; а также в мозаиках нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция) , 30-е гг. XI в. ; на фреске собора Св. Софии в Киеве, после 1037 г. ; в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия) , 50-60-е гг. XII в., в ц. Панагии Мутулла (Кипр) , ок. 1280 г. ; на фреске в сев. апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия) , ок. 1285 г. С сосудом в руке А. У. представлена в церквах: Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия) , 1310-1113 гг. ; Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (Югославия, Косово и Метохия) , между 1330-1337 гг. ; Панагии Форвиотиссы в Асину (Кипр) , 2-я пол. XIV в. ; вмч. Георгия в Речани, 1360-1370 гг. ; Богоматери в Нова-Павлица, 1381-1388 гг. ; на фреске параклессиона ц. святых Константина и Елены в Охриде (Македония) , ок. 1400 г. ; на единоличной иконе святой, нач. XV в. (ГЭ) .

Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерус. искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в. (НГОМЗ) . Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV-XVII вв., особенно на новгородских и сев. иконах среди избранных святых, как, напр., «Святые Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ) ; «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ) ; на иконе «Богородица Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ГРМ) , псковской иконе «Избранные святые перед иконой Божией Матери «Знамение»», 2-я пол. XV в. (ПИАМ) . Полуфигура св. Анастасии в медальоне помещена на сев. склоне зап. арки среди святых жен в росписи Дионисия в храме Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502 г. Ее изображение с сосудом в руке имеется, напр., на новгородской иконе «Святые Параскева и Анастасия» сер. - 2-й пол. XV в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ) . Очевидно, А. У. представлена в Минеях на декабрь: 1565 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского мон-ря (ГРМ) , кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) , а также на иконе 1860 г. (ГЭ) , созданной в связи с рождением вел. кнж. Анастасии Михайловны. Нет устойчивой иконографической традиции в цветах одеяния св. Анастасии: обычно она представлена в красном чепце и платье и в зеленом или синем мафории, с крестом в правой руке, левая рука покровенна или раскрыта ладонью к молящемуся; иногда, как св. Параскева, - в зеленом (синем) платье и красном мафории (единоличная икона нач. XVI в.?) ГРМ (; тверская икона «Св. Анастасия, свт. Николай и ап. Иаков», 1-я пол. XVI в.) ГТГ () ; существуют варианты одеяния с белым платом на голове («Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми на полях», сер. XVI в.) ГМЗРК () ; в золотом венце поверх красного мафория (московская икона XVI в.) ГТГ () . В Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в. под 22 дек. образ А. У. с крестом в руке сопровождает надпись: «Риза празелен, испод бакан з белил[ом]». Сближение иконографии святых Анастасии и Параскевы выразилось и в появлении икон, на к-рых мученицы держат в руке развернутый свиток с текстом Символа веры, по-видимому, в сер. - 2-й пол. XVI в. эта деталь, присущая образу св. Параскевы, усваивается в иконографии св. Анастасии: на иконе сев. писем «Свт. Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми», XVI в. (АМИИ) , и вологодской иконе св. Анастасии, кон. XVI в. (ЦМиАР) . На вологодской иконе «Двухрядница, с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ) , псковской иконе «Походная церковь», между 1588 и 1590 гг. (ТКГ) , иконе «Избранные святые», нач. XVII в. (ГИМ) , в руке у святой свернутый свиток; на единоличной иконе нач. XVII в. (ЦМиАР) надпись на свитке посвящена теме мученического подвига святой. Образ св. Анастасии встречается и в рус. искусстве XVIII - нач. XX в. (эскиз М. В. Нестерова к росписи ц. во имя св. Александра Невского в Абастумани, 1899-1904 гг.) ГРМ () , напр., на иконах святых, соименных царской семье, в связи с тезоименитством А. У. мц. вел. кнж.

В 1417 г. в Новгороде была поставлена деревянная ц. во имя св. Анастасии (за один день) обыденная (в благодарность за избавление от чумы) ; в 1458 г. - в центре Москвы на Охотном ряду (снесена в 1793) . В память дня рождения вел. кнж. Анастасии Николаевны в Москве в 1902 г. Сергиево-Пантелеимоновским братством хоругвеносцев была возведена деревянная ц. А. У. ( разрушена в нач. 30-х гг. XX в. ) .

Частица мощей св. Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409 10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) .

Лит. : Строгановский подлинник. 22 дек. ; Мясоедов В. К. Фрески Спас Нередицы. Л., 1925; Лазарев B. H. Новгородская иконопись. М., 1969; Alpatov М. Byzantinisches Erbe in der altrussischen Ikonenmalerei Actes du 22 Congr. Intern. dHistoire de lArt. T. 1. Bdpst., 1972; Миjовић. Менолог. C. 269; Смирнова Э. С. , Лаурина В. К. , Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 240-241. Кат. 23, 25, 38, 44; Chatzidakis M. , Pelekanidis S. Mosaics Wall painting: Kastoria. Kastoria, 1985. p. 25; Vojvodi c D. The Cult and Iconography of St. Anastasia Pharmacolytria in Countries of Byzantine Cultural Realm Зограф. Београд, 1990. № 21. C. 31-40; Jolivet-Levy C. Les eglises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de labside et de ses abords. P., 1991. P. 36, 146, 176, 181; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. Кат. 137, 139; Kaster K. G. LCI. Bd. 1. Sp. 130-132; Mayr V. Ibid. Sp. 131-133; «Пречистому образу Твоему поклоняемся... »: Образ Богоматери в произв. из собр. Русского музея. Б. м., 1995. Кат. 55, 99, 115; Сорок сороков. Т. 2. С. 226; Т. 3. С. 411; The Glory of Byzantium Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Cat. 197. P. 293-294; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 260; Попова О. С. Некоторые проблемы позднего византийского искусства: Образы святых жен, Марины и Анастасии ДРИ. Спб., 1999. C. 348-357; Христианские реликвии. С. 53-54.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Рубрикатор • Гимнография Иисуса Христа и других Лиц Св. Троицы • Гимнография • Православная ... | Рубрикатор • Гимнография равноапостольных • Гимнография святых • Гимнография • Православная ... | Рубрикатор • Гимнография преподобномучеников • Гимнография святых • Гимнография • Православная ... | Рубрикатор • Гимнография Божией Матери • Гимнография святых • Гимнография • Православная ... | Рубрикатор • Гимнография праведных и бессребреников • Гимнография святых • Гимнография • ... | Рубрикатор • Гимнография св. благоверных князей • Гимнография святых • Гимнография • Православная ... | АЛЕКСАНДР • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ... | Рубрикатор • Гимнография исповедников • Гимнография святых • Гимнография • Православная ... | Рубрикатор • Гимнография. Исследования. Тексты • Гимнография • Православная Энциклопедия под ... | Рубрикатор • Гимнографические жанры • Гимнография • Православная Энциклопедия под редакцией ... | АНАСТАСИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ... | Рубрикатор • Гимнография Ветхого Завета • Гимнография • Православная Энциклопедия под редакцией ... | АНАСТАСИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ... | Рубрикатор • Гимнография св. апостолов • Гимнография святых • Гимнография • Православная ... | Рубрикатор • Гимнография Нового Завета • Гимнография • Православная Энциклопедия под редакцией ... | АНТОНИЙ НОВЫЙ ВЕРРИЙСКИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея ... | АДРИАН • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ... | АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси ... | Рубрикатор • Гимнография священномучеников • Гимнография святых • Гимнография • Православная ... | АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея ... | АНТОНИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ... |
ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ... на rss-канал мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ печать библиотека Т. 25, С. 53 опубликовано: 15 сентября 2015г. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Луганской и Алчевской епархии УПЦ) , в с. Чугинка Станично-Луганского р-на Луганской обл. Основан решением Свящ. Синода УПЦ от 31 мая 2007 г. при приходском каменном храме во имя апостолов Петра и Павла (1994) . Недалеко от здания церкви в 40-60-х гг. XX в. находился молитвенный дом, в к-ром в 1949-1960 гг. служил настоятелем духовник Станично-Луганского благочиния старец ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"