Творения древних отцов-подвижников, Глава 1 - читать, скачать - ...

  023   024   025   026   027   028   029   030   031   032   033   034   035   036   037   038   039  040   041   042   043
В начало текстаВ конец текста
В позднейшем аскетическом богословии «гносис» часто заменялся «созерцанием» (θεωρία) , и в частности, преп.

Иоанн Лествичник, говоря об исихастах, называет их «постоянно устремляющими взор свой к созерцанию (οἱ δε τη θεωρία άτενίζοντες) » (см. W. Scala Paradisi. Eine Studie zur Johannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symeon dem Neuen Theologen. Wiesbaden, 1968. S. 287) . Св.

Григорий Палама также указывает на связь созерцания и безмолвия: видя в афонских исихастах прямых духовных наследников апостола Павла, он замечает, что они, «очистив себя безмолвием» (δί᾿ ησυχίας χεχαθαρμενοι) , подобно ему «удостоились созерцания незримых [вещей]» (Gregoire Palamas. Défense des saints hésychastes. Р. 439) . А преп.

Григорий Синаит, как бы суммируя традицию предшествующего исихазма, кратко говорит: «Молитва порождает безмолвие, безмолвие - созерцание (ή ησυχία τίχτεί την θεωρίαν) , созерцание рождает ведение (την γνωσίν) , а ведение порождает постижение тайн (την των μυστηρίων χατάληψίν) " (ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ. ΤΟΜΟΣ Δ. Σ. 64) . О самом преп. Григории в его «Житии» говорится, что, стоя еще на сравнительно первых ступенях духовного преуспеяния, он «старался найти руководителя в том, чего он не успел прочитать и узнать в книгах Божественного Писания или чему он духовно не был научен кем-либо из духоносных и божественных отцов и учителей. Размышляя сам с собою, он представлял, что как он научен деланию (πράξίν) , так будет научен в точности проходить и созерцание (θεωρίαν) , то есть безмолвие и действенную молитву (ησυχίαν χαὶ πραχτίχήν) » (Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита Пер. с греч. И. Соколова. М., 1904. С. 29-30. Текст: Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. Издал И. Помяловский. СПб., 1894. С. 8) . 200 " Бдение " (ἀγρυπνία) с самого возникновения монашества являлось необходимой и существенной частью иноческого подвижничества. Преп.

Иоанн Кассиан Римлянин, описывая жизнь и уставы египетских монахов и призывая подражать им, приводит две основные причины, определяющие важность бдений: во-первых, они необходимы потому, что «завистник-враг» (invidus inimicus) , ревнуя к нашей чистоте, обретенной во время ночных псалмопений и молитв, стремится лишить нас ее, осквернив какой-либо «сонной грезой» (quadam somni inlusione) . Во-вторых, даже если и нет опасности, исходящей от подобной «диавольской грезы» (diaboli inlusio) , все равно чистый сон монаха может навеять лень ( вялость - inertiam ) на него, ослабить его ум, притупить остроту его [духовного] чувства ( или «мышления» - perspicaciam sensus ) и исчерпать полноту сердечную ( «тучность сердца» - pinguedinem cordis ) , которые позволяют нам весь день противостоять нападкам врага (см. : Jean Cassien. Institutions cénobitiques. P. 82) . Примечательно, что св. Аммон подчеркивает необходимость «умеренного» (εν μετρώ) бдения, предполагая, что чрезмерный подвиг бдения столь же отупляет душу, как и пресыщение сном, ибо, истощая человека, он ослабляет и его духовные способности. 201 Речь идет об одном из ключевых понятий православного аскетического богословия (πένθος) . «Сокрушению» посвящается целая глава в «Древнем Патерике» ( см. указанный русский перевод, с. 3043 ) ; особую главу уделяет ему в своей «Лествице» и преп.

Иоанн Лествичник (в русском переводе она не совсем точно называется «О радостотворном плаче») . Синонимом этого понятия является термин χατάνυξις, традиционно переводимый на русский язык как «умиление». Впрочем, этот традиционный перевод уже недостаточно адекватен, ибо в современном восприятии умиление приобрело оттенок некой сентиментальности, лишившись той строгости, которая для данного слова была характерна и в греческом, и в древнерусском языках. Впрочем, и в древнерусском языке данное понятие имело богатый спектр оттенков. Так, И. Срезневский дает следующие значения этого слова: «сетование, горесть, уныние, смирение, благочестивое настроение, ласковость» (см. : Словарь древнерусского языка. Т. 3. М., 1989. С. 1205) . Сокрушение хотя и связано с покаянием (μετάνοια) , но объемлет более широкие и глубокие пласты христианской психологии; оно вызывается ощущением потери спасения, воспоминанием о прошлых грехах и страхом перед возможностью будущих. Следствием сокрушения является очищение от страстей и обретение здоровья души, которые наполняют душу радостью. Само такое сокрушение является даром Божиим (благодатью) , но стяжать его следует молитвой. См. Th. La spiritualitéde l’Orient chrétien. Manuel Systematique. Roma, 1978. P. 194–198 (. 202 Тело есть храм души и творение Божие, а поэтому попечение о нем «соответственно страху Божиему») τό δε φροντίσαι αΰτοΰ χατά φόβον Θεοΰ (вполне законно и «прекрасно») χαλόν (. Но когда эта забота переступает пределы должного и превращается в любовь к «украшению») χόσμησίς (тела, то она становится грехом, относительно которого и предостерегает христиан св. Аммон. 203 Под судами Божиими) των χωμάτων τοΰ Θεοΰ (подразумеваются, скорее всего, решения Божиего Промысла о судьбе каждого человека. Ср. Пс.
  023   024   025   026   027   028   029   030   031   032   033   034   035   036   037   038   039  040   041   042   043
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

послание седьмое |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Творения древних отцов-подвижников, Глава 1 - читать, скачать - профессор Алексей Иванович Сидоров
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера