> Помогите ребёнку на реабилитацию <

В преддверии Великого поста — Свято-Успенская Святогорская Лавра

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
В преддверии Великого поста 11. 03. 2016, 12: 16 11. 03. 2016 Что есть пост для православного христианина? Святая Церковь о Великом посте, его глубинном смысле и значении в деле нашего спасения. Слово Патриарха Кирилла. Святоотеческая мудрость о красоте и силе истинного поста.

Великий пост: история и сроки Пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения и являющийся для всех верующих подготовкой к нему, в Святой Православной Церкви именуется Великим и считается важнейшим и самым древним из многодневных постов. Его продолжительность, принятая всей Церковью, — 40 дней, в подражание посту Христа Спасителя в пустыне, и посту пророка Моисея, а также в древние времена это было стандартное время поста для тех, кто желал принять Таинство Святого Крещения (названными Церковью оглашенными) . В древней Церкви крестили только лишь на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, проводя их в храме, молясь и обучаясь основам христианской веры и соблюдая пост. Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы.

Уже в IV–V веке Святая Церковь считала Великий пост обязательным для всех своих верных чад. В постановлениях Вселенских соборов и в святоотеческом учении можно найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великого поста, на какое-то время даже мог отлучаться от Церкви. В одной из своих проповедей великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст отмечает, что к IV веку на время Святой Четыредесятницы изменялся привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; всё это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену».

Великий Пост начинается с понедельника первой седмицы Святой Четыредесятницы, которая наравне со Страстной седмицей, считается самым строгим временем поста. Продолжается Великий пост до пятницы 6 недели, о чём нам сообщает Церковь из песнопения, которое звучит в этот день в храме за вечерним богослужением: « Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче… » (что в переводе со старославянского означает « Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец…») .

После этого с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной седмицы, которая к Великому посту уже не относится. «Великий пост помогает нам задуматься о необходимости работать над своей душой» (Проповедь Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя, 04. 03. 2009 г.) «Пост как воздержание от скоромной пищи, молитва как сила, соединяющая нас с Господом, милосердие как сила, соединяющая нас с ближними — являются тремя средствами и способами воздействия на человеческую душу, чтобы душа очищалась от грехов, чтобы развивалась ревность по духовной жизни. Собственно говоря, задача Великого поста и заключается в том, чтобы эту ревность по духовной жизни в человеке и возжечь. Потому что, будучи вовлечены во множество дел, далёких от тех целей и задач, которые являются подлинными целями и задачами человека, мы каждый день рассредоточиваем своё внимание и забываем о необходимости работать над своей душой.

Мы не забываем о необходимости работать, чтобы получать деньги, чтобы устраивать своё земное благополучие. Мы даже о теле своём заботимся больше, чем о душе. Мы стараемся обращаться к врачам, особенно когда чувствуем недуг. Мы по возможности каждый день омываем своё тело, принимая душ, мы заботимся о том, чтобы тело и земная жизнь благоустроялись. И этому благоустройству посвящаем все свои силы.

Великий пост помогает нам задуматься о необходимости работать над своей душой. Воздержание от скоромной пищи, молитва и милосердие есть такие средства, которые помогают человеку возбудить ревность по духовной жизни.

Но ревность может и угаснуть. Для того чтобы ревность переросла в устойчивый навык, чтобы мы научились постоянно работать над самими собой, нужно то, что святые отцы называли сосредоточением ума в сердце. Сосредоточение ума в сердце означает концентрацию мысли, чувств и воли на духовной жизни человека.

Чтобы такое средоточение ума в сердце происходило, необходимо, чтобы каждый день мы думали о том, что происходит в глубине нашей души, подвергали себя суровому самоиспытанию совести. Лучше всего это делать вечером, когда день заканчивается, когда мы можем спокойно перед иконами, соединяя это с молитвой, подумать о том, что произошло в течение дня, и не подводить итоги с точки зрения пользы для своей земной жизни, а подводить итоги с точки зрения пользы для жизни духовной.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

душеполезную совершивше четыредесятницу | святой великомученик иоанн-владимир благоверный князь сербский | пост воздержание пищи fasting | церковь сорока великомучеников велико-тырново | душеполезную совершивши четыредесятницу |
Постоянная ссылка: В преддверии Великого поста — Свято-Успенская Святогорская Лавра
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера