Христианская православная утреня - читать, скачать - профессор ...

  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028  029   030   031   032   033   034   035   036   037   038   039
В начало текстаВ конец текста
От недели всех святых до 26 сентября на утрене полагалось по две рядовых кафизмы и по два уставных чтения, на вечерне – та же 18-ая кафизма. С 26 сентября до великого поста: на утрене также по две рядовых кафизмы, но по три чтения; вечером постоянно 18-ая кафизма. В первые три седмицы великого поста на утрене читали, так же как и до поста, по две рядовых кафизмы и по три чтения, и кроме того, полагалась на каждом часе одна кафизма. О чтении кафизмы на вечерне в этот период времени преп. Никон ничего не говорит. Начиная с четвертой седмицы поста и кончая великой средой, полагалось на утрене по три кафизмы и по три уставных чтения, а на вечерне 18-ая кафизма. О чтении кафизм в эти седмицы на часах в расписании не упоминается. В субботы всего года на утрене полагалось по две кафизмы, шестнадцатая и семнадцатая, а в воскресенье на утрене – вторая и третья. С великого четверга и до недели антипасхи кафизмы не читались.

Расписание, устанавливаемое преп. Никоном, основывается в одном случае на практике студийского монастыря, в другом на указании иерусалимского устава, в третьем на указании Студийского устава и Святогорского (Афонского) . В некоторых случаях он основывается на древне-иноческой традиции (“по образу святых”, “по уставу святых отец”) . Это показывает, что единого устава отправления кафизм в его время не было.

Эта неустойчивость в смысле количества кафизм имела место и после преп. Никона, причем в одних и тех же уставах иногда оказывались указания, противоречащие одно другому. Эти противоречия возникали, по-видимому, вследствие тенденции к постепенному увеличению количества кафизм для того или другого времени года. Так, например, Святогробский типикон 1122 года говорит по поводу чтения кафизмы на страстной седмице: “Должно знать, что стихология бывает на утрене две кафизмы, на первом же часе, а также на девятом, не бывает, но только на третьем и шестом. Стихословим же ежедневно на вечерне и во святой и великий четверг на утрене одну кафизму и на часах две, и так исполняется псалтирь”. Изложив этот порядок отправления кафизм, типикон тут же добавляет: “И еще по другому уставу: поют ежедневно по три кафизмы на утрене и по две на часах, и исполняют псалтирь в великую среду на часах” (Пападопуло-Керамевс. Аналетка, т. II, стр. 32) . Нечто аналогичное наблюдается в другом памятнике XII века – рукописи Шио-Мгаимского монастыря. Здесь говорится: “Нужно знать, что псалтирь Давида стихословится таким образом: с 20 сентября по 24 декабря ежедневно на утрене по три кафизмы; на вечерне 18-ая кафизма, на бдениях же присовокупляем и полиелейный псалом”. Далее здесь же в рукописи сделана приписка: “Мы же в продолжение всего года на утрене читаем две кафизмы, на вечерне одну, за исключением великого поста, имеющего на этот случай свой устав. С новой недели до рождественского поста две кафизмы, на вечерне одна. Затем следует еще приписка: “В рождественский пост на утрене три, на вечерне одна 18-ая. С Рождества Христова до понедельника первой недели великого поста на утрене две кафизмы, на вечерне одна. Великим же постом кафизмы читаются так, как велит устав” ( Кекелидзе. Лит. груз. пам., стр. 319 ) . Вместе с кафизмами в утреню вошли и постоянные спутники псалтири – чтения и седальны. Связь между псалтирью и чтениями имела место еще в IV веке у египетских монахов. По преп. Кассиану, египтяне свое правило псалмопения соединяли с двумя чтениями, из коих одно полагалось из Ветхого Завета, а другое из Нового ( Древне-иноческие уставы, стр. 528 ) . Кроме того между отдельными псалмами авва поднимал сидящих в своих стасидиях иноков на “умную” молитву ( Там же, стр. 537 ) . На связь псалмов с чтениями и на молитву между ними указывает авва Силуан: “Такожде и в нощи дванадесять псалмов и по псалмех седают на рукоделие, и иже хощет изучает, а иже хощет помысли своя испытует и жития святых, иногда же и прочитает пять или осм листов и паки вземлет рукоделие” ( Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29 ) . Эту традицию древних иноков соблюдал в VII веке авва Нил Синайский, который на своей утрене, разделив псалтирь на три части по 50 псалмов, к каждой из них добавлял “Отче наш”, “Господи, помилуй” и чтение одного из соборных посланий. Что “умные молитвы легли в основу седальнов при кафизмах, доказательством тому служит наличие о октоихе целого ряда седальнов, заимствованных из “устава святых отец Богом преданного, всем хотящим пети псалтирь” ( См. Псалтирь седованная, глава 3 ) , который в свою очередь обязан своим происхождением древне-иноческому правилу псалмопения (Дьяковский. Последование часов и изобразительных, стр. 77) . “Изучая состав чина 12 псалмов, – говорит по данному вопросу Е. П.
  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028  029   030   031   032   033   034   035   036   037   038   039
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

блаженнейший патриарх александрийский всей африки феодор возглавил торжественное богослужение храме христа спасителя день 100-летия интронизации святителя тихона патриарха московского | 08.04.2007 киев блаженнейший митрополит владимир возглавил пасхальное богослужение свято-успенской киево-печерской лавре | апреля 2011 его высокопреосвященство митрополит минский слуцкий филарет патриарший экзарх всея беларуси среду светлой седмицы возглавил праздничное пасхальное богослужение жировичском свято-успенском ставропигиальном мужском монастыре | благословение митр геронтием вел иоанна iii васильевича поход новгород миниатюра лицевого летописного свода шумиловский том 70-е xvi рнб 232 177 | свт евфимий переговорах новгородцев вел василием миниатюра лицевого летописного свода 70-е xvi рнб f.iv.225 871 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Христианская православная утреня - читать, скачать - профессор Николай Дмитриевич Успенский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера