Новое учение о Софии Премудрости Божией, Глава двадцать четвертая - ...

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
► Глава двадцать четвертая 1. Обвинение о. Булгаковым Св. отцов в аполлинарианской ереси. Ссылка его на св. Афанасия и ее несостоятельность Посмотрим, насколько о. Булгаков состоятельно обвиняет св. отцов Церкви в аполлинарианизме. «Мы уже знаем, - говорит о, Булгаков, - из истории догмы, каковы были попытки справиться с этой проблемой об образе соединения двух природ. Первым заслуживающим внимания опытом было, конечно, аполлинарианство. Аполлинарий разрешил вопрос тем, что фактически лишил человеческое естество ипостаси. Формально он сделал это не в большей мере, нежели александрийство и халкидонство»

Афанасием Великим, ибо, указывая на его слово о воплощении, говорит: «Плоть ближайшим образом обозначает тело... Отсюда вочеловечение определяется, прежде всего, как восприятие тела. Это учение мы находим особенно у св. Афанасия, который довольствуется для учения о σάρκοσιε понятиями σῶμα, тело и σάρξ - плоть " 1207. Но в полной мере означенное учение Аполлинария, по убеждению о. Булгакова, соответствует учению Халкидонского Собора. «При одинаковом составе со стороны психофизической - животной души и тела Адам и Христос отличаются в третьей, высшей части души. Во Адаме - человеческая ипостась, ибо дух, конечно, ипостасен; во Христе - Божественная Ипостась Логоса. Мы видим, в какой мере Аполлинарий предвосхищает основную схему Халкидонского догмата» 1208. Таким образом, воспринятое Христом, как бы это ни определялось, для Аполлинария является человеком, т. е. вполне соответствует „человеческой природе“ Халкидонского догмата. Бог воспринимает всю полноту человеческой природы в свою Ипостась, ею замещая собственное духовное естество, ипостасный дух человека» 1209. Итак, по свидетельству о. Булгакова, учение Аполлинария разделяется св.

Афанасием Великим и в особенности соответствует учению Халкидонского Собора; причем, о. Булгаков заявляет, что означенное соответствие является, по своему тождеству, совершенным 1210. Так или иначе, но о. Булгаков полагает, что святоотеческое учение о восприятии Богом человеческого естества в свою Божественную Ипостась есть учение Аполлинарианское. Выходит, что св. отцы являются не только несторианами, но и аполлинарианами.

По поводу настоящего обвинения, которое возводится о. Булгаковым на св. отцов Церкви, мы должны прежде всего сказать, что святоотеческое богословие в своем учении о соединении во Христе двух естеств никогда не различало понятие естества от понятия природы. В данном случае эти понятия у св. отцов тождественны 1211. Затем, нельзя не обратить внимания на то противоречие, которое допускается здесь прот. Булгаковым. Обвиняя св. отцов в ереси Нестория, он заявляет, что противники Аполлинария, т. е. св. отцы противопоставляли ему учение о присутствии во Христе полного человека, состоящего из тела, души и духа 1212, а в только что приведенных нами словах своих он приписывает св. отцам учение о присутствии во Христе не полного человеческого естества, лишенного своей собственной ипостаси, которая, по словам о. Булгакова, соответствует ипостасному духу в природе человека 1213. He останавливаясь на этом противоречии, будем возражать о. Булгакову по существу его данного обвинения, чтобы выяснить вопрос: могут ли, в самом деле, св. отцы быть аполлинарианами?

Как мы видели, о. Булгаков в подтверждение своей мысли, что они являются в действительности таковыми, указывает на слова св. Афанасия, который будто бы «довольствуется для учения о воплощении понятиями σῶμα - тело и σάρξ - плоть " 1214. Но считать на этом основании св. Афанасия аполлинаристом так же странно, как обвинять в среси Аполлинария св. Иоанна Богослова, сказавшего: И Слово плоть бысть 1215. Нельзя допустить мысли, чтобы великий Апостол в этих словах выразил еретическую мысль, что Бог Слово при Своем воплощении восприял одно только наше человеческое тело без разумной души. В этих словах апостольских выражается истина, что Господь, при воплощении, восприял в Свою Божественную Ипостась полное человеческое естество, ибо в Св. Писании слово: плоть нередко употребляется для обозначение всего человека.

He имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть, сказал Господь пред тем, как наказать людей всемирным потопом 1216. А предсказывая новозаветное время благодати, Господь сказал чрез пророка Иоиля: излию от Духа Моего на всяку плоть 1217. Конечно, никто не будет возражать против того, что и в первых, и в последних словах Божественного откровения под плотью разумеются люди не бездушные, но с душою разумною, т. е. обладающие полным, тричастным составом человеческого естества 1218. Ясно отсюда, что св. Афанасий, когда в своем учении о воплощении пользовался понятиями тела и плоти, то под последней в строгом соответствии с Свящ. Писанием разумел полный состав человеческого естества. Иначе и быть не могло, ибо им даже написаны были две книги в опровержение лжеучения Аполлинария. Впрочем в творениях св.
 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

первый вселенский собор видение свт петру александрийскому арий темнице минейная икона кон xix цак мда | вселенская церковь | вселенская родительская мясопустная суббота богослужение александро-невском соборе | "первый вселенский собор "видение свт петру александрийскому "арий темнице минейная икона кон xix цак мда | пастырско-богословском училище |

Источник текста


Постоянная ссылка: Новое учение о Софии Премудрости Божией, Глава двадцать четвертая - читать, скачать - святитель Серафим (Соболев)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера