Источник текста

Археология Москвы (Телепрограмма 09.06.07) (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"


Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 09. 06. 07) Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире «Православная энциклопедия». Сорок сороков – мало кто помнит смысл этого устойчивого выражения. Издавна так на Руси называли Москву – по количеству благочиний, которые объединяли почти тысячу московских храмов. Но были времена, когда во всей Москве было не больше десятка церквей. Тогда, в далеком XII-м веке, на окраине молодого города появился и первый монастырь – Данилов. Сейчас трудно вообразить, какова была жизнь средневековой обители. И недавние находки столичных археологов могут помочь нам представить Москву 700 – 800 лет назад. Наш гость сегодня – археолог, автор книги «Христианские древности», профессор Леонид Беляев. Археологические тайны могут скрываться в самых неожиданных местах. В самом центре Москвы, рядом с памятником Пушкину, где гремит музыка и находятся развлекательные центры и рестораны, под ногами у гуляющей публики находится фундамент древнего Страстного монастыря. И есть люди, которые уверены, что он будет возрожден.

Страстной монастырь Сюжет: Возрождение Страстного монастыря Девять месяцев назад сюда, на ступени кинотеатра «Пушкинский», в первый раз пришли люди с иконами. С тех пор каждую субботу, в одно и то же время – в два часа дня, они поют акафист Страстной иконе Божией Матери, покровительнице монастыря, который когда-то был на месте Пушкинской площади.

Геннадий Сальников, вице-президент общества «Бородино-2012»: – Вот здесь, где мы молимся, находились престолы – св. великомученицы Анастасии Узорешительницы, Архангела Михаила, Николая Угодника, Нила Столобенского.

Свое имя Страстной монастырь получил в честь иконы Божией Матери, на которой она изображена с ангелами. Один из них держит крест, а другой копье – орудия Страстей Господних.

После революции группа художников-богоборцев расписала его стены кощунствами. А в марте 1919 года монастырь занял Военный комиссариат. Но ещё оставалось два действующих храма, а в кельях продолжали жить монахини.

Монахиня Адриана (Малышева) , прихожанка Страстного монастыря в 1926-29 годах: – Когда я впервые попала в Страстной монастырь, погрузилась вдруг в такую тишину! Народу там было не так много, и все вокруг – такое необыкновенно красивое! Мое внутреннее состояние было похоже на внутреннее высокое ликование. Наверное, такое же, как когда душа попадает в рай!

Разрушали монастырь в 1935 году. Сначала взорвали колокольню, потом снесли стены храмов. Но их фундаменты сохранились. Они и сегодня находятся под сквером. И каждую субботу крестный ход обходит эту незримую границу Страстного монастыря. Люди надеются остановить строительство подземного торгового центра на Пушкинской площади. Ведь при этом будет уничтожено все, что осталось от монастыря, и будет окончательно погребена надежда на его возрождение.

Валерий Богачев, прихожанин храма Успения в Путинках: – У нас Церковь отделена от государства, но это не значит, что государство, которое везде говорит о том, что оно ориентируется на православные ценности, может допускать такие вещи – ни в коем случае! Если правительство думает, мы думать не будем: мы не позволим этому состояться!

Артемий Газарян, участник крестного хода: – Удастся ли воссоздать монастырь, на то воля Господа. Может быть нам не дано такой роскоши. Но засвидетельствовать свое отношение к этому, подать надежду всем людям, которые ждут этого, мы должны.

Страстной монастырь в Москве Скрытый под землей фундамент монастыря кроме духовной ценности имеет и историческую – здесь проходила знаменитая белая стена города, а первый храм был построен в честь небесного покровителя царя Алексея Михайловича Романова – Алексия, человека Божиего. По мнению археологов, земля под Пушкинским сквером скрывает немало тайн допетровского времени.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Неподалеку от Храма Христа Спасителя, в самом центре Москвы есть небольшой Зачатьевский монастырь – одна из древнейших обителей города. Полтора года назад здесь был заложен камень в основание главного собора монастыря – на том самом месте, где прежде стояли храмы и в XVIII-м, и в XVI-м и даже в XIV-м веке.

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Сюжет: Данилов и Зачатьевский монастыри – раскопки и находки Осенью 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил закладку камня в основание будущего собора Зачатьевского монастыря. На этом месте будет престол нового храма. А самый первый храм монастыря, деревянный, построили здесь еще в 14 веке. От него осталось только несколько плиток пола с изображением ковчега, всё остальное погибло в пожаре семь веков назад.

Белокаменный храм в начале 16 века построил на месте деревянной церквушки итальянский зодчий Аливиз Новый. Он приехал в Москву из Венеции по приглашению великого князя Ивана Третьего. Этот храм был в числе первых десяти каменных построек города. Причем и города-то здесь еще не было. Далекая окраина Москвы. Монастырская слобода. Археологи раскопали целую улицу, с погребами, кувшинами, церковной утварью и даже игрушками. Вот этого медвежонка, скорее всего, слепил ребенок. А этот образок великомученика Никиты – работа мастера, современника святых Сергия Радонежского и Андрея Рублева. Среди находок очень много хрупких вещей.

Раскопки в Зачатьевском монастыре Анна Мирясова, реставратор: – Здесь же много погребений было. Хрупкие ткани моментально разрушаются, нужно работать кисточкой.

Большинство найденных сосудов – так называемые «слезницы» – лампадки для последнего соборования умирающего. Но есть и уникальные находки. Это сфероконус – сосуд для драгоценных благовоний, привезенный из Китая.

Триста лет назад на фундаменте белокаменного собора поставили величественный храм из красного кирпича.

Ирина Елкина, сотрудник Института археологии РАН: – Это был двухпрестольный Рождественско-Зачатьевский храм огромных размеров, постороенный в стиле псевдоготики. Храм имел 30-и метровую колокольню.

Его разрушили в 1933 году. Собор, который строят сегодня, соединит все три храма вместе. Молитва зазвучит здесь как 300 и 500 лет назад.

В Зачатьевском монастыре археологи работают не больше двух лет, а в Даниловом – уже почти четверть века. Но и здесь бывают неожиданные находки.

В южной части Семисоборного храма полгода назад было обнаружено захоронение двухвековой давности. В белокаменном склепе покоились останки архиерея: в полном облачении, с панагией, крестом и евангелием. Несмотря на то, что мощи частично истлели, археологам удалось определить имя архиерея. В этом склепе был погребен Никифор Феотокис, грек по происхождению, известный церковный писатель, и настоятель Московского Данилова монастыря в конце XVIII-го века.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Итак, сегодня мы говорим об археологии Москвы. Наш гость – профессор института археологии Леонид Беляев. Здравствуйте, Леонид Андреевич! Леонид Беляев: – Здравствуйте.

В студии Православной энциклопедии Леонид Беляев: – Это был чрезвычайно интересный человек, проживший недолгую, но очень насыщенную жизнь. Родился он в 1731 году на острове Корфу. С юности подвизался в Церкви. Учился в университете в Болонье не только теологии и философии, но и физике, математике и был чрезвычайно образованным человеком. Его путь в Россию был долог. Он был миссионером. работал в Гермнии, Египте, Сирии, в Иерусалиме. откуда был приглашен в Молдавию, а у же из Молдавии соотечественники, находившиеся на русской службе пригласили архиепископа Никифора Феотокиса в Россию. Он служил в Полтаве, после чего стал архиепископом Юга России, а в конце жизни. почувствовав усталость от таких огромных трудов и путешествий, он подает прошение, чтобы провести остаток жизни в Свято-Даниловом монастыре, архимандритом которого и становится. Несколько лет Архиепископ занимается в Даниловом монастыре учеными трудами, и когда преставился, был похоронен там же. Печальна судьба наших некрополей. Всего 200 лет назад человек был похоронен, а его погребение ищут почти теми же способами, что и погребения древних царей.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вы занимаетесь раскопками на территории Данилова монастыря почти 30 лет. А что еще удалось Вам за это время удалось обнаружить? Леонид Беляев: – Историки и археологи постоянно спорят о том, на каком месте находился монастырь, когда и куда он переводился, точно ли он привязан к своей территории, а это рождает всевозможные сомнения, связанные с хронологией. И важнейшим этапом исследований 80-х годов была привязка Данилова монастыря к нынешнему и древнему месту. Нам удалось показать, что в XIII – XIV вв. на том месте, где сейчас стоит храм Семи Вселенских соборов, существовал некрополь, а по-видимому и церковь XIII – XIV вв., и это было центром монастыря.

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Известно, что на территории Данилова монастыря обнаружено поселение IX-го века – это значит, что Москва на два века старше, чем это принято было считать? Леонид Беляев: – Еще в 80-е годы мы обнаружили в Даниловом монастыре самое большое славянское поселение в окрестностях Москвы, и единственное в черте современного города. Это открытие ставит вопросы о том, откуда началась история Московской земли. Это поселение мы датировал концом X в.. но после работ этого года мы убедились, что на этом месте существовало и поселение римской эпохи, раннего железного времени. После того как это поселение прекратило свое существование, по прошествии некоторого времени появилось ранне-славянское поселение, возможно IX века.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Так можно ли сказать. что Москва была основана именно в IX веке. Леонид Беляев: – Существует некая конвенция, что город возникает тогда, когда он возникает в сознании людей, возникает в духовном смысле. Если считать началом города момент, когда сюда пришли первые люди, то можно уйти очень глубоко, но это не будет верным. Славяне в этом месте, безусловно, жили, но в центре города их поселений пока не найдено. Я уверен, что найдены они будут.

Самая ценная часть коллекции церковно-археологического кабинета – подлинные облачения митрополитов и Патриархов Русской Церкви. Саккосы были сделаны ровно 100 лет назад для патриарха Тихона. А совсем недавно музею переданы вещи митрополита Питирима.

Лента на плечах архиерея называется омофор. Он напоминает о заблудшей овце, которую Христос, спасая, взял на свои плечи. А набедренник – это символический меч для борьбы со злом. Одеяния, расшитые цветами обычно дарили митрополитам и Патриархам их прихожане и почитатели.

Протодиакон Игорь Михайлов, заведующий археологическим кабинетом МДА: – Св. праведный Иоанн Кронштадский говорил, что священник – это лицо Бога, поэтому он всегда должен быть опрятным и его одежда не должна соблазнять тех людей, которые приходят к нему за словом Божиим. В уникальном собрании церковно-археологического кабинета находятся вещи Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) .

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Не планируется ли создание подобных музеев в Москве? Леонид Беляев: – Они есть. В храме Воскресения в Кадашах, в Храме Христа Спасителя, в Даниловом монастыре… Но они не имеют археологического характера, а это очень важно. Каждый храм – сокровищница, но вещи, найденные там, должны быть переданы на государственное хранение в музей. что резко понижает статус церковных музеев. Первый опыт сохранения всех экспонатов происходит в Зачатьевском монастыре. Это будет подземный реликварий, куда можно будет спускаться и молиться. Кроме того, будет музей, где будут экспонироваться предметы, найденные на территории монастыря.

Пришло время нашей рубрики «История России в Историческом музее». Ее автор и ведущий – доктор исторических наук Вадим Леонидович Егоров.

Вадим Леонидович Егоров: – В правление Ивана Грозного русские войска сражались на восточных и западных границах государства. Два поволжских ханства – Казанское и Астраханское, были присоединены к России, получившей в результате этого выход к Каспийскому морю.

Об этих событиях напоминает байдана (кольчуга из плоских колец) . Она принадлежала Ивану Выродкову, построившему крепость Свияжск во время казанского похода 1552 года. Весит байдана около 16 килограммов, а на каждом кольце выбито имя владельца.

Менее удачной была Ливонская война, где России противостояли кроме ливонских рыцарей, Польша и Швеция.

Начало XVII века в истории России получило название Смутного времени. Тогда на московском престоле утвердился ставленник Польши Лжедмитрий.

Об участии Польши в событиях Смуты напоминает амуниция летучих гусар с крылом из лебединых перьев на спине. Расписка Лжедмитрия в получении 4000 золотых от польского короля Сигизмунда III.

В кадре. Смутное время закончилось изгнанием интервентов и утверждением на российском престоле династии Романовых. Героями этих событий стали князь Скопин-Шуйский, разбивший «Тушинского вора» (Лжедмитрия II) , и князь Дмитрий Пожарский.

Сохранился портрет Михаила Скопина-Шуйского и его парадный палаш. Рядом сабля Дмитрия Пожарского, которую ему преподнесли благодарные москвичи за освобождение столицы от захватчиков.

В. Л. Егоров в экспозиции Исторического музея В правление царя Алексея Михайловича в 1654 году Украина воссоединилась с Россией. В этой витрине – гравированный портрет Богдана Хмельницкого и его серебряная водосвятная чаша. Рядом – стальная печать специально созданного Малороссийского приказа.

Во второй половине XVII века заметно изменились вооруженные силы России. Это можно видеть, сравнивая комплекс вооружения поместного войска с вооружением более поздних стрелецких отрядов, а затем с полками «нового строя», которые и стали прообразом регулярной армии.

В конце XVII века Россия находилась на пороге петровских реформ. Но об этом речь в следующем выпуске нашей рубрики «История России в Историческом музее».

Протоиерей Алексий Уминский Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти на сайте Седмица. Ru, где всегда помещаются самые последние новости жизни русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. Спасибо всем, кто был с нами эти полчаса. В следующую субботу мы встретимся снова. А сейчас я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь! Ссылки по теме 9 июня 2007


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Визит Святейшего Патриарха Алексия в Вологодскую и Великоустюжскую епархию (комментарий в русле ... | Археология Москвы (Телепрограмма 09.06.07) (комментарий в аспекте культуры) — Статьи — ... | Визит Святейшего Патриарха Алексия в Вологодскую и Великоустюжскую епархию (комментарий в интересах ... | Археология Москвы (Телепрограмма 09.06.07) (комментарий в зеркале СМИ) — Статьи — Церковно-Научный ... | Археология Москвы (Телепрограмма 09.06.07) (комментарий в интересах нации) — Статьи — ... | Археология Москвы (Телепрограмма 09.06.07) (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный ... | Археология Москвы (Телепрограмма 09.06.07) (комментарий в русле истории) — Статьи — ... | Археология Москвы (Телепрограмма 09.06.07) (комментарий в цифрах и фактах) — Статьи — ... | К 450-летию со Дня рождения св. блгв. царя Феодора Иоанновича (комментарий в свете веры) — Статьи — ... | Визит Святейшего Патриарха Алексия в Вологодскую и Великоустюжскую епархию (комментарий в свете ... |
Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная ... ... Синода Русской Православной Церкви 16 февраля 2007 12: 19 Праздник Сретения Господня (комментарий в интересах нации) 14 февраля 2007 14: 56 Праздник Сретения Господня (комментарий в интересах нации) 14 февраля 2007 14: 56 Праздник Сретения Господня (комментарий в интересах нации) 14 февраля 2007 14: 56 Праздник Сретения Господня (комментарий в интересах нации) 14 февраля 2007 14: 56 Праздник Сретения Господня (комментарий в интересах нации) 14 февраля 2007 14: 56 14 февраля 2007 14: 56 Праздник Сретения Господня (комментарий в интересах нации) 14 февраля 2007 14: 56 Вопросы и ответы о Таинстве Причащения (Телепрограмма 10. 02. 07) (комментарий в свете веры) 13 февраля 2007 19: 01 Вопросы и ответы о Таинстве Причащения (Телепрограмма 10. 02. 07) (комментарий в свете веры) 13 февраля 2007 19: 01 13 февраля 2007 19: 01 prev 254 255 256 257 258 next Cедмица. RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2017. Все права защищены © Сделано в Stack Group, 2008–2017 Патриарх Видео Фото Энциклопедия Библиотека Подписка Написать нам Контакты О сайте ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Археология Москвы (Телепрограмма 09.06.07) (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"