> Дело дня: Помогите ребёнку <

Епископ Николай Мефонский и византийское богословие, Часть III - ...

  027   028   029   030   031   032   033   034   035   036   037   038   039   040  041   042   043   044   045   046   047
В начало текстаВ конец текста
Николай написал еще один небольшой трактат, касающийся толкования 1Кор. 15: 28 527, в котором он подверг критике тех, для кого Священное Писание является объектом чисто интеллектуальной любознательности и кто толкует отдельные фразы Св. Писания вне контекста и поэтому рискует впасть в ересь арианства или оригенизма.)

Последующие поколения продолжали приписывать различные сочинения Николаю Мефонскому, который снискал себе славу именно антилатинскими трактатами. Некоторые из приписываемых Мефонскому епископу сочинений, без сомнения, принадлежат Николаю-Нектарию Гидрунтскому и Константинопольскому патриарху Иоанну Каматиру 528. Одним из самых ранних посмертных упоминаний о Николае Мефонском является стихотворение Никифора Влеммида, представляющее собой небольшой энкомий («похвальное слово») , прославляющий богословские дарования епископа: «???? ??? ??????? ??????????? , ?????? ??? ? ????????? ?????????? , ?? ? ?? ? ???? ? ??? ? ???????? ?, ?????? ? ???????? ?? ? ??????? ... 529 Ибо те, кто установления христоносных Отцов желают увидеть безупречно православными, пусть приступят к мудрому учителю Николаю новому, [в] Мефонах просиявшему.

Некоторые затруднения вызывает в данном случае интерпретация слова?? ? («новому») . Кого считает Влеммид старшим из этих двух Николаев: Николая Мирликийского, или какого-то другого святого, или епископа с тем же самым именем? Если это было так, то следовало бы написать? ??????? . Может быть, ?? ? следует относить к??????? (то есть «младший епископ Мефоны») ? В этом случае нам пришлось бы признавать, как это делают некоторые исследователи 530, существование еще одного Мефонского епископа по имени Николай – лица, о котором нам фактически ничего не известно по сравнению даже с тем немногим, что мы знаем об историческом Николае. Или, может быть, Влеммид говорит о Николае как о недавно ставшем Мефонским епископом? Но в таком случае, как человек тринадцатого столетия мог описывать епископа, жившего в предыдущем веке, как недавно ставшего епископом Мефонским? Все три вышеприведенных варианта толкования неудовлетворительны: первый по лингвистическим причинам, второй по историческим, а третий – по хронологическим. Эта проблема будет оставаться неразрешенной до тех пор, пока не будет произведена колляция московской и афонской рукописей, включающих текст этого стихотворения. 124 Впервые опубликовано в журнале Богословские труды.

1960. № 1. С. 87–109 125 Служебник. Последование Божественных Литургий святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. 126 Диль Ш. История Византийской империи. М., 1948. С. 113. 127 Михаил Солунский был магистр риторов и протекдик храма святой Софии, в котором толковал Евангелие. Никифор Василаки – популярный в среде учащихся профессор, составивший, между прочим, новый учебник риторики (см. Miller? . Preface d? un auteur byzantin Annuaire de l? Assotiation pour encouragement des etudes grecques en France. Paris, 1873. P. 135–137) . Он же занимал кафедру толкования апостольских Посланий. 128 Cinnamus Joannes.

Epitome, IV. 16. Bonnae, 1836. Русск. пер. : СПб., 1859. С. 193–195 129 Ф. И. Успенский обращает внимание на замечание Никиты Акомината (PG Т. 140. Col. 185) , поместившего эти акты в своем???????? ?????????? , XXIV, что эти материалы являются, собственно говоря, не столько соборными актами, сколько изложением истории Собора с цитатами из утраченных подлинных актов (Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892. С. 219) . Акты эти изданы по нескольким рукописям: 1 (Tafel Ph. Annae Comnenae supplementa historiae ecclesiasticae Grae-corum. Tubingen, 1832 – по Парижскому кодексу; 2) Mai А. в его серии сборников Spicilegium Romanum. Romae, 1844. T. X. P. 1–93. – по Ватиканскому кодексу (перепечатано в PG Т. 140. Col. 137–202) ; 3 (? ??????? ????????? . ???????? ?????????? . ? ???????? , 1890. ? . 316–331 – по Патмосскому кодексу № 366) «Акты» только второго Собора, май 1157 г. (. 130 Эти анафематизмы были внесены в Синодик, читавшийся в неделю Православия, и изданы у нас Ф. И. Успенским) см. Синодик в неделю Православия. Одесса, 1893 (. 131 1) de Muralt? . Essai de Chronographie byzantin. Bale et Geneve, 1871. Т. I. P. 169; 2 (архимандрит Арсений) Иващенко (. Николай, Мефонский епископ XII в., и его сочинения Христианское чтение. 1882. №7–8. С. 165; 3) священник В. Рыбаков. Историческая справка о Константинопольском Соборе 1156 г. Странник. 1914. Март. С. 366 и 369, и другие. 132 Draseke J. Zu Nikolaos von Methone Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 9 (1888) . S. 414; Лебедев А П. Исторические очерки состояния Византийской Восточной Церкви в XI-XV вв. М., 1902. С. 129 (прим. 2) . 133 Василевский В Г. Василия Охридского, архиепископа Солунского, неизданное надгробное слово Византийский Временник (1894) . Т. I. С. 71; Kurtz? . Die gegen Soterichos gerichtete Synode zu Konstantinopel im J.
  027   028   029   030   031   032   033   034   035   036   037   038   039   040  041   042   043   044   045   046   047
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

сотириха пантевгена | латеранским iii собором | сотириху пантевгену | латеранским собором | толедского iii собора |
Постоянная ссылка: Епископ Николай Мефонский и византийское богословие, Часть III - читать, скачать
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера