Нравственность как аксиологический аспект права

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Весь опыт политико-правовой мысли говорит о том, что сила, основанная на убеждении, более действенна, чем сила, основанная на принуждении. Убеждение же зиждется на определенных идеях, воспринятых человеческим разумом как определенный путь действий, взаимоотношений в обществе. Идеи, на которых основано право, нравственны по своей сущности, это свобода, справедливость, равенство. Эти идеи вечны, они носят неизменный характер и будут значимы до тех пор, пока существует общество, основанное на праве. И чем острее социальный кризис, тем сильнее возникает потребность строить социальную жизнь на крепком нравственно-правовом основании.

В данной статье мы рассмотрим право с нравственных позиций и нравственность как аксиологическую[1], т. е. ценностную и неотъемлемую составляющую права. Сегодня трудно найти более важную и в то же время непростую тему для исследования, чем проблема нравственной составляющей права. Актуальность данной темы определяется тем, что нравственность и право являются фундаментальными ценностными, аксиологическими формами человеческого бытия, нераздельно связанными между собой генетическими и историческими нитями, но в то же время все больше удаляющимися друг от друга в представлении современного общества. Этот вопрос приобретает сегодня большую значимость и в связи с развитием и усложнением государственно-общественных отношений. Социально-философская мысль всегда обращала весьма пристальное внимание на вопросы правосознания, в том числе на обоснование и оправдание правового идеала, связи права и нравственности.

Прежде чем перейти к изложению основных вопросов, следует раскрыть содержание понятий, используемых в нашей статье, так как они имеют различное толкование в литературе. Мораль — разновидность социальных норм, регулирующих общественные отношения, получивших идейное обоснование в общественных представлениях о добре, зле, справедливости и долге. Содержание морали образуют правила должного поведения. Нравственность — категория, обычно отождествляемая с моралью. Нравственность — это представление об общественной морали, о том, как человек должен поступать в конкретных ситуациях, исходя из общественных интересов. Нравственно то, что справедливо. Справедливость — требование соответствия того, что человек имеет, тому, что он должен иметь, исходя из вклада, вносимого им в общественно полезную деятельность. Право — система общеобязательных норм, установленных и обеспечиваемых силой государственного принуждения, осуществляющих регулирование общественных отношений в соответствии с существующими в обществе социально-экономическими, политическими и духовно-нравственными устоями.

Естественное право — трактуется как право, возникающее помимо закона, вне правотворческой деятельности людей; оно вытекает из человеческого естества, представляет условие существования человека. Это право на жизнь, пищу, свободу передвижения, создание семьи, труд и т. д. Естественное право, конечно, может и должно закрепляться в законе, если оно социально допустимо, приемлемо, тогда оно приобретает повышенную юридическую силу. Естественное право обычно закрепляется в международных нормах (например, Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.) и в Конституции РФ. Другие отрасли права ( гражданское, семейное, трудовое и т. д. ) развивают и охраняют их. Вопрос в том, в какой мере эти естественные права могут реализоваться в конкретных исторических условиях, как они сочетаются с соответствующими обязанностями?

Любопытно отношение морали к естественному и позитивному праву. Нормы естественного права в своей основе изначально моральны, нравственны, ибо они направлены на обеспечение существования человека. Безнравственными могут быть законы, которые не отражают либо в недостаточной мере отражают естественное право человека при наличии условий для их осуществления. Нормы позитивного права, в отличие от естественных, по своей сути не моральные, но они могут признаваться моральными, если направлены на обеспечение, реализацию естественных прав человека, норм морали и нравственности. В противном случае позитивные нормы права следует признавать аморальными. Не могут признаваться, например, моральными правовые нормы, запрещающие мирные демонстрации и митинги, подавление патриотического движения и т. д.

Мораль и право в своем происхождении едины. Имеющиеся научные и законодательные источники исходят из существования единой основы норм морали и права, ею является нравственный догмат о справедливости.

Так, римское право, на котором строятся современные европейские и некоторые другие правовые системы, берет за основу идею справедливости:: «Jusect ars boniet aequit» — «Право есть искусство добра и справедливости».

В основе справедливости лежит так называемый императив И. Канта, согласно которому свободное волеизъявление одного лица не должно противоречить свободе других. Этот императив закреплен и в нынешней Конституции РФ, статья 17, которая гласит: «Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц».

Проблема нравственности и права особо остро встает на рубеже переходных исторических периодов смены эпох в жизни общества и государства. Сейчас мы подобное явление мы можем наблюдать в современной России. Очевидно, что переход к рыночной экономике и демократии в России сопровождается пересмотром отношения общества к таким правовым категориям, как мораль, справедливость, свобода, равенство [2].
 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

золотые инкрустированные украшения мужского погребения апахиде румыния 3-я четв национальный музей истории румынии | зотик сиропитатель | зографские прмчч | церковь зосимы савватия соловецких троице-сергиевой лавре | дерево познания добра зла |

Источник текста


Постоянная ссылка: Нравственность как аксиологический аспект права
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера