Конфессиональная политика Российской империи в Дагестане в ...

  001   002   003  004   005   006
В начало текстаВ конец текста
По числу мечетей и молельных домов Дагестан всегда занимал лидирующие позиции на Северном Кавказе. Согласно отчету начальника Дагестанской области, в 1861 г. в Дагестане было 1628 мечетей (33) . Их количество увеличивалось с каждым годом. В 1913 г. царская власть зафиксировала в Дагестанской области не менее 2062 квартальных и пятничных мечетей. Также функционировали 35 шиитских мечетей в Южном Дагестане (34) .

При каждой пятничной мечети открывались мусульманские школы – мектебы и медресе. Они в руках мусульманского духовенства были сильным оружием, что признавали и царские чиновники. В отчете за 1869 г. военный губернатор Дагестанской области писал, что «самым главным оружием, которым мусульманское духовенство поддерживает и распространяет свое влияние на народ, бесспорно, служат мечетские школы мектебы и медресе» (35) . В циркулярах по управлению Кавказским учебным округом за 1870–1873 гг. подчеркивалось, что «мусульманские школы не имеют никакого цивилизирующего значения и составляют свой отдельный, совершенно замкнутый и недоступный наблюдению не принадлежащих к поклонникам Магомета мир» (36) . Главными причинами такой «косности» и «замкнутости» мусульманских школ в Дагестанской области были: невежественность и низкий уровень подготовки большинства их организаторов, опасавшихся всего новаторского и светского (русского) ; запоздалое проникновение реформаторских идей в мусульманские школы края; отсутствие контроля за учебными программами школ и уровнем знаний мусульманского духовенства со стороны Духовного управления и светской власти.

Согласно «Положению о Кавказском учебном округе от 1848 года», формально мусульманские школы Дагестанской области находились в подчинении дирекции народных училищ Закавказского края, расположенной в Тифлисе. Соответственно за дальностью расстояния до курирующей организации мусульманские школы в Дагестанской области реального контроля за собой не чувствовали, а местные чиновники не мешали духовенству, как организатору этих школ, в силу многовековых традиций. Лишь несколько мектебов, функционировавших при мечетях Дербента и Темир-Хан- Шуры, были под контролем полиции. Местная администрация должна была доносить вышестоящим властям о пропагандистской деятельности духовенства (37) . Последующие распоряжения Государственного Совета от 22 ноября 1873 г., циркулярное предложение попечителя Кавказского учебного округа от 2 марта 1877 г. за № 372 и распоряжения наместника Кавказа не внесли ясность в вопрос о том, у кого и каким образом мусульманские школы в Дагестанской области, исключительно «занимающиеся изучением Корана, имеющие чисто религиозное значение» (38) , должны были находиться в подчинении.

Мусульманских школ в Дагестанской области было не меньше, чем в других уголках Кавказа. По официальным данным, в 1892 г. в Дагестане насчитывалось 646 мусульманских школ с 4306 учащимися. В 1913 г. в Дагестанской области функционировали 700 мектебов и медресе (39) , а в 1914 г. их число увеличилось до 860 (40) . Думаем, что мусульманских школ в начале XX в. было больше. Чиновники из числа местных жителей давали в вышестоящие органы власти искаженные сведения, стараясь избежать возможной волокиты из-за усилившегося надзора царской власти за мусульманским движением на Кавказе в целом.

Христианизация вновь присоединенных мусульман являлась составной частью конфессиональной политики российского правительства. Как «первенствующая и господствующая», РПЦ имела право убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев принять «ее учение о вере». Государство поощряло миссионерскую деятельность РПЦ, являющуюся частью религиозной политики царского правительства (41) . Обращению нехристиан, в том числе и мусульман Кавказа, в православие важное значение придавало «Общество восстановления православного христианства на Кавказе», учрежденное в 1860 г. в Тифлисе (42) . По нашим данным, в первые полтора десятка лет своей деятельности «Общество... » работало неэффективно, о чем свидетельствуют ходатайства и обращения Кавказского епископа Феофелакта к высшим чинам империи и Кавказского наместничества. Судя по его письмам, миссионеров было немного, деятельность РПЦ на Северном Кавказе была очень слабой, а об обращении в христианство мусульман Дагестанской области в них вообще не упоминалось.

Выявленные нами факты обращения мусульман Дагестана в православие прямого отношения к деятельности «Общества восстановления христианства на Кавказе» не имели. В ходатайстве члену управления делами Совета «Общества... » графу В. В. Левашову от 7 декабря 1866 г. епископ жаловался на то, что «Северный Кавказ как бы исключен из круга деятельности «Общества восстановления христианства»». Здесь же епископ предлагал «учредить на Северном Кавказе хоть небольшие миссионерские отделения» РПЦ, так как «Общество... » «лишается даже собственных средств, собираемые каждый год 500 рублей». В другом ходатайстве к графу Левашову от 20 января 1867 г. епископ Феофелакт просит «материальные пособия направить духовным учебным заведениям Северного Кавказа, для чего собраться в Ставрополе заинтересованным лицам». Положение «Общества... » не улучшилось и в начале 70-х гг. XIX века. В его документах за 1873 г.
  001   002   003  004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

духовенство бояре фрагмент картины прием польских послов лжедмитрием мая 1606 грановитой палате московского кремля венгерский национальный музей исторической живописи будапешт | святые кирилл мефодий икона 2-я пол xix национальный исторический музей софия | наваринское сражение худож гарнере 1-я пол xix национальный исторический музей афины | каподистрия портрет худож цокос 1-я пол xix национальный исторический музей афины | колокотронис портрет худож скарамангас 1-я пол xix национальный исторический музей афины |

Источник текста


Постоянная ссылка: Конфессиональная политика Российской империи в Дагестане в серединеXIX – начале XX вв.Новости статейной библиографии. : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера