К истории православного богослужения, Глава четвертая - читать, ...

  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027
В начало текстаВ конец текста


Мы уже не говорим о наслоениях в чинах елеосвящения, не нарушавших грубо единства их и в отношении состава, и в отношении перевода. Как могли видеть, каждая из рассмотренных выше редакций подвергалась в позднейшее время, за 15–17 века, изменениям, состоявшим то в дополнениях всякого рода, то, наоборот, в сокращениях, или просто в переделываниях. И даже при появлении печатных требников в 17 веке не прекращались указанные выше явления в чине елеосвящения.

Например, в рукописи Софийской библиотеки № 1092 первая часть чина елеосвящения – утреня – и первая половина второй части – освящения елея 569 – ведутся согласно чину елеосвящения второй славянорусской редакции и, в частности, согласно рукописи Московской Синодальной библиотеки № 372 570. Но тропарем «Правило вере» из группы повседневных тропарей связь с данной редакцией порывается, и после указанного тропаря излагается тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе», начиная с которого дальнейшее последование ведется по Никоновскому изданию требника 571. Более естественно было это явление в тех случаях, когда чин писался разными руками. Например, в рукописи Софийской библиотеки № 1066 чин елеосвящения 572 был доведен одною рукою до ектении «Помилуй нас, Боже» в заключительной части и примыкает в редакционном отношении к рукописям второй славяно-русской редакции. Но конец чина, видимо, был утерян со временем. Тогда прошения указанной ектении на л. 176 об. были вычеркнуты и, начиная вновь с ектении «Помилуй нас, Боже», чин елеосвящения заканчивается другою рукою по Филаретовскому изданию требника.

После этого нам станут понятными указания на разнообразие, нужно заметить, наблюдаемое не только в чине елеосвящения, но и в других чинах печатных изданий требника. Прежде всего, оно весьма выразительно констатируется в Острожском издании требника 1606 года. Во вступлении к этому изданию говорится: «Ведати каждому з вас пристоит богобойные священници и диакони, которым тая книжка для отправованя святых божих справ, власне належит, иже для тых причин, мимо иншее що, небезпраце и дроудности ест выдрукована, почавши бо вем от шести сот лет, и далей, яко смо мы народ роуский веру святую христианскую приняли, и межи иншими святыми писмы и книгами, церкви святой належати ми, и тоую книгу порядков церковных одержали, аж и до сего часу вземли нашой друкована не была, а каждый яко где мог, за кого мольвен зводу собе переписовал, зачим чрез так много лет переписована боудучи, пришла до таковое розници, пося една здроугою в некоторых речах не взгожала». Еще более характерное указание на царившее разнообразие в рукописных требниках мы находим в издании требника Гедеоном Балабаном, епископом Львовским, так называемом, Стрятинском (от места издания) 1606 года. Отмечая причины, побудившие его к изданию требника, Гедеон указывает, что на соборе в Бресте Литовском (при митрополите Михаиле Рагозе в 1596 г.) от епископов, собравшихся там «многое изыскание и смотрение о великом разногласии действий церковных бысть паче же о евхологию, сиречь молитвословцу, или требнику». Поэтому и поручено было Гедеону Балабану «всяко тщание, и попечение с творити книги тоя реченого требника». И действительно, Гедеон Балабан при исполнении порученного ему дела встретился с поразившим его здесь разнообразием. «Порученное ми дело в памяти, имый, – говорит он, – сбрах многие требники елика и от здешних предел, елика же от земля волоское, мултанское, и сербское: в них же егда великое разногласие видях, о сем зело скорбях: печали же челбу обрехох послания ради к блаженнейшему мелетию Папе Александрийскому, на край внешняя премудрости... взвещая ему о несгласии и неисправлении книг наших словенских: аще не искусных ради писец, или иных ради коих вин». Однако, как мы видели, и в 17 веке не прекращало свое существование унаследованное от прежних веков разнообразие в чинах вообще и в чине елеосвящения в частности. А потому вполне естественно, что и в последующее время продолжались указания на отсутствие единообразия в требниках. В Долгопольевском издании требника 1635 года в «Предисловии в книгу» издателем отмечается: «И разумех убо яко скудостию, божественных книг прииде злое, паки сих умножением исчезнет тое: изобилно Богу помагающу вдворится благое, их же обилию не иначе нанестися непщевах ом быта мощно, разве типографию, сиреч печатнею».
  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

заключительные замечания рассмотренным выше редакциям чина елеосвящения |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: К истории православного богослужения, Глава четвертая - читать, скачать - архиепископ Венедикт (Алентов)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера