Эфес и Халкидон: римские легаты на Вселенских СоборахИсторияЖМПиЦВ

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
31 марта 2015 г. 15: 20 По мнению россиян, вероисповедание не оказывает существенного влияния на позиционирование человека в «Русском мире» Православное вероисповедание, как считают участники опроса, также отнюдь не является достаточным условием для отнесения человека к русской нации, русской культуре (всего лишь 10% ответов среди русских респондентов и 13% - среди всех остальных) . По частоте упоминаний это мнение занимает предпоследнюю, 7-ю строчку. Лидируют же традиционные ответы: «кто вырос в России и воспитывался в традициях русской культуры» (51 и 43 % соответственно) и «кто русский по происхождению и по крови» (36 и 34 % соотв.) Сильнее всего в вопросе о национальной идентификации русская и нерусская группы опрошенных разошлись в формулировке «любой гражданин РФ»: 7% у первых и 17% у вторых. 30 января 2015 г. 17: 00 Купола: нитрид титана или сусальное золото?

Состоялась первая московская презентация научного издания документов Поместного Собора 1917-1918 гг. 22 мая 2014 г. в КЦ «Покровские ворота» состоялась презентация полного научного издания документов Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. 23 мая 2014 г. 18: 00 ЖМП № 7 июль 2013 22 августа 2013 г.

Эфес и Халкидон: римские легаты на Вселенских Соборах Вопрос о степени влияния папского престола на принятие соборных решений до сих пор является одним из важнейших для истории Церкви. Исторический анализ дает возможность адекватным образом оценить и современные претензии Рима на вселенское первенство. Предлагаемая вниманию наших читателей статья содержит обзор деяний III (Эфесского) и IV (Халкидонского) Вселенских Соборов в контексте «римской» и «константинопольской» концепций собора.

В истории Вселенских Соборов с большей или меньшей отчетливостью прослеживается конфликт двух экклезиологических воззрений: Рима и Константинополя. С одной стороны, Рим в лице Папы стремился ограничить соборную деятельность рамками простого присоединения к своему мнению. Папы не желали пересмотра своих единоличных дособорных решений не только по дисциплинарным, но и по догматическим вопросам. С другой стороны, Константинополь в лице императоров всякий раз пытался восстанавливать утраченное в вероучительных разделениях единство в свободной дискуссии заинтересованных сторон. Императоры стремились оградить работу созываемых ими Соборов от разного рода несвободных решений: как от излишнего диктата епископского большинства по отношению к малочисленным группам «инакомыслящих» участников, так и от диктата авторитетного меньшинства (как правило, в лице римских легатов) по отношению к соборному целому. Римские преюдиции (предварительные решения) отнюдь не повергали соборных епископов в благоговейный трепет, разумеется, при неизменном сохранении самой почтительной (подчас даже сыновней) тональности Соборов в их отношениях с Папами.

Излишне предвзятые мнения спорящих сторон, мешавшие достижению согласия, удавалось успешно нейтрализовывать благодаря тому, что соборный регламент строился по образцу регламента римского (и, соответственно, константинопольского) сената. Как сенаторы имели равные права в подаче голосов, а старейшие среди них выделялись лишь тем, что при опросе сенаторов председательствовавшим магистратом заявляли свое мнение прежде других, так и соборные отцы пользовались равноправием и были свободны делать заявления под организующим руководством императора (или назначавшихся им председателей из числа высших сановников) 1. Известное преимущество, по образу сенатских старейшин, получали те епископы, которые подавали свои мнения прежде других, — римские легаты и Предстоятели главных кафедр Востока. Епископы более скромного ранга, как правило, уже не утруждались формулированием особых мнений, а просто присоединялись к мнению первенствующих. Учитывая это обстоятельство, можно предположить, что римские легаты, говорившие первыми, могли в известной степени предопределять соборные постановления. Однако протоколы заседаний (они сохранились от II–VII Вселенских Соборов) дают достаточно сложную картину взаимоотношений сторон. В итоге реализуется не «римская», а «константинопольская» модель: Собор не просто присоединяется к мнению Папы, но вырабатывает решение в процессе сложной и достаточно свободной дискуссии, когда учитываются разные точки зрения. Разумеется, принималась во внимание и позиция Рима. Императоры понимали, что только такой способ принятия соборных постановлений дает надежду на сколь-нибудь прочный внутрицерковный (а значит, и гражданский) мир.

На примере III Вселенского (Эфесского) и IV Вселенского (Халкидонского) Соборов будет рассмотрена проблема папско-римской и императорско-константинопольской концепций Собора. Эти два Собора выбраны по причине их наибольшего, по сравнению с прочими, внешне «проримского» характера: тем бÓльшую убедительность будут иметь выводы о их фактической свободе от безусловного авторитета Апостольского престола2. Эфесский Собор Эфесский (Третий Вселенский) Собор 431 года открывает ряд Соборов, которым противодействовали увлеченные идеей примата Папы. Святой Папа Целестин уже успел вынести свое определение по поводу учения Нестория и поэтому не желал Собора, на котором император предполагал вновь рассмотреть этот скандальный вопрос.
 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь тихона патриарха всероссийского новомучеников участников поместного собора 1917-1918 годов при бывшем епархиальном доме | архим сщмч иларион троицкий заседании поместного собора 1917-1918 рисунок худож богдановича ргб 257 10-11 | поместного собора российской православной церкви 1917-1918 | поместного собора православной российской церкви 1917-1918 | поместного собора русской православной церкви 1917-1918 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Эфес и Халкидон: римские легаты на Вселенских СоборахИсторияЖМПиЦВ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера