ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III • Православная Энциклопедия под ...

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029
В начало текстаВ конец текста
Материалистичность и натурализм преодолеваются с помощью нарушения соотношения предметов и фигур в пространстве, смелого искажения пропорций человеческих тел и лиц, утрирования движений. В др. произведениях визант. книжной живописи 2-й пол. X в. (таких как миниатюры НЗ) Lond. Brit. Lib. Add. 28815 (, Деяний и посланий апостолов) Bodl. Canon. gr. 110 (и др.) лишь отдельные черты и нек-рые экспрессивные акценты нарушают классическую гармонию образов: в изображении пространства и предметов усилены иррациональные элементы, позы и движения персонажей приобрели нервность и напряженность, лица выражают страдание.

Омовение ног. Миниатюра из Трапезундского Евангелия. 2-я пол. X в. (РНБю Греч. 21ю Лю 1 об.) К кон. X - 1-й четв. XI в. появляются и более радикальные выразительные средства, позволяющие сильнее акцентировать духовное содержание образа. Напр., в миниатюрах Евангелия из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Gr. 204) свободные позы и изящные пропорции фигур евангелистов, трактовка одежд, живая, иллюзионистическая манера личного письма полностью соответствуют классическому идеалу. Но прп. Петр Монемвасийский изображен на миниатюре как суровый аскет: монументальность, мощная тяжеловесность фигуры отшельника сочетается с тонко нюансированной классической манерой письма. В миниатюрах нек-рых др. рукописей этого времени, таких как Евангелие из мон-ря Дионисиат на Афоне (Dionys. 588) , постепенно усиливается роль линии и геометрических форм, к-рые становятся более условными, чем раньше, и начинают диссонировать с плавной пластической моделировкой объема. Черты лиц персонажей приобретают более отвлеченный, отрешенный характер, передающий сосредоточенное молитвенное состояние.

Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 985v) Все эти тенденции получают дальнейшее развитие в миниатюрах Минология из Ватиканской б-ки (Vat. gr. 1613) , созданного по заказу имп. Василия II ( 976-1025 ) . Это древнейший из сохранившихся визант. иллюстрированных агиографических сборников. Минологий содержит 430 миниатюр, сопровождающих краткие жития святых на 1-ю половину церковного года. В миниатюрах рукописи отразились все основные тенденции живописи этой эпохи. Преобладает спокойный, гармоничный классический стиль; в ряде миниатюр, написанных в более живой и свободной иллюзионистической манере, заметна ориентация на образцы сер. - 3-й четв. X в. Однако в др. миниатюрах этой рукописи обнаруживается определенная близость к новым тенденциям в искусстве 2-й четв. XI в. : к суровому и отрешенному характеру образов, мощным, обобщенным и более абстрактным формам, к большей условности и графичности. В таких миниатюрах лики святых неестественно укрупнены, огромные глаза широко раскрыты, остановившиеся взгляды устремлены в бесконечность. Нередко фигуры имеют преувеличенно мощные, монументальные пропорции, напряженным движениям и суровым, изможденным лицам персонажей придана энергичная выразительность. Все это сближает миниатюры Ватиканского Минология с произведениями искусства следующего поколения, такими как мозаики и фрески ансамблей ц. Осиос Лукас в Фокиде и собора Св. Софии в Киеве.

Ватиканский Минологий оказал существенное влияние на последующую традицию иллюстрирования житий святых. В 1034-1041 гг. он стал образцом для 2 многотомных иллюстрированных изданий др. собрания житий святых - т. н. Императорского Минология. Из этих 2 изданий сохранились том на январь (Baltimore. Walters Art Gallery. Cod. 521) и том на февраль-март (ГИМ. Син. греч. 183) , а также неск. фрагментов в Музее Бенаки в Афинах (Athen. Ben. 71) . Миниатюры этих рукописей в точности повторяют не только иконографию, но и стиль иллюстраций Ватиканского Минология.

Имп. Константин IX Мономах с императрицами Зоей и Феодорой. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. 1042 - 1050 гг. ( Sinait. gr. 2v - 3r ) В др. произведениях к-польской книжной миниатюры 2-й четв. XI в. новые тенденции отразились мало. Один из немногих подобных примеров - миниатюры рукописи Гомилий свт. Иоанна Златоуста (Cod. 364) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, созданной в 1042-1050 гг. На листе 3 об. изображены имп. Константин IX Мономах с императрицами Зоей и Феодорой, к-рых коронует Христос. Фигуры имп. семьи выглядят тяжелыми, плоскими и неподвижными, как и их округлые лица с симметричными чертами, обведенными жесткими контурами.

С переходом имп. власти от одной династии к др. (1057-1059 - Комнины, 1059-1067 и 1071-1078 - Дуки, 1081-1185 - Комнины, затем до 1204 - Ангелы) начинается новый период в истории визант. искусства, характерной чертой к-рого стал расцвет книжной миниатюры. От этого периода сохранились сотни роскошных иллюстрированных рукописей разного содержания и характера. Как и раньше, иллюстрированные манускрипты остаются предметом роскоши и составляют абсолютное меньшинство среди рукописных книг. Их изготавливают по заказам состоятельных высокопоставленных людей из мирян и духовенства и используют для богослужения, келейной молитвы или домашнего чтения, в качестве ценного дара или вклада на помин души. В зависимости от предназначения и стоимости декоративное оформление этих книг могло быть различным.

Заставка с изображением Иисуса Христа. Миниатюра из Карахисарского Евангелия.
  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

сцены жизни царя саула цар 2–24 миниатюра кведлинбургской италы 2-я четв berolin theol lat fol 485 fol | имп мануил палеолог надгробное слово брату феодору деспоту морейскому parisin suppl 309 1407 1425 | сцены жизни царя саула цар 10–33 миниатюра кведлинбургской италы 2-я четв berolin theol lat fol 485 fol | купальня вифезда иерусалиме иисус христос исцеляет расслабленного миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 225r | книжники фарисеи искушают иисуса христа миниатюра четвероевангелия царя иоанна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 233 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера