Архаические элементы богослужения седмичных дней Великого поста : ...

 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста
Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Архаические элементы богослужения седмичных дней Великого поста [

Воробьев Кирилл В данной статье рассматриваются архаические элементы великопостного богослужения седмичных дней. Под указанными элементами следует подразумевать литургические особенности, связанные с древним богослужебным чинопоследованием и не имеющие места в современной практике за исключением великопостного периода. При выявлении подобных элементов становится ясным, что литургические особенности, воспринимающиеся в нынешней традиции как относящиеся исключительно к периоду Великого поста, являлись в историческом развитии принадлежностью суточного богослужения за пределами триодного периода. 1. Архаические элементы богослужения на утрени Характерной особенностью утрени Великой четыредесятницы служит пение «Аллилуйя» вместо псаломского стиха «Бог Господь». К «Аллилуйя» присоединяются особые стихи из книги пророка Исаии. Эта богослужебная особенность свойственна также утрени малых постов, если не случится праздник в честь святого. Богослужение, имеющее такую особенность, получило название аллилуарного.

После исполнения соответствующих стихов следуют особые тропари, получившие название «Троичные». Основной тематикой троичных тропарей является то, что мы, подражая бесплотным силам, приносим в Троице Единому Богу трисвятую песнь. Тропаря три. По Уставу они исполняются по клиросам «велегласно и косно» [1]. Троичные тропари регулируются текущим седмичным гласом, только окончание первого тропаря зависит от дня недели.

В некоторых Типиконах студийской традиции встречается замена троичного тропаря иным – посвященному литургическому событию дня. Мессинский Типикон (1131 г.) предписывает в среду четвертой седмицы Великого поста (преполовение Четыредесятницы) вместо троичных тропарей исполнять тропарь: «Креста Твоего древу поклоняемся, Человеколюбче…» и богородичен [2]. Аналогичная особенность встречается и в Евергетидском Типиконе (ΧΙ в.) [3]. Она придает значение преполовению Четыредесятницы, так как пение тропаря – признак особой литургической памяти. Согласно рассматриваемому Типикону, а также Типикону прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.) , указанную литургическую память, обозначенную подобным образом, имело и предпразднство Благовещения Богородицы. Особыми покаянными тропарями выделялся и четверг 5-й седмицы Великого поста – день, в который положен Великий покаянный канон [4]. Вышеописанная замена троичных тропарей свидетельствует о том, что стихи из книги пророка Исаии, используемые за утренним богослужением вместо псаломских стихов «Бог Господь», не составляют с троичными тропарями единого блока.

Рассматриваемая богослужебная особенность в прошлом не являлась особой принадлежностью постных служб, а относилось к вседневному богослужению. В частности, данный тезис подтверждает и наличие Троичных тропарей (исполняемых вместо тропаря в честь святого на аллилуарных службах) в греческом Часослове ΧΙΙ–ΧΙΙΙ века [5], – книге, которая содержит неизменяемые песнопения суточного круга. Также в ряде древних месяцесловов указано пение «Аллилуйя» на вседневном богослужении.

В Евергетидском Типиконе (ΧΙ в.) [6], отражающем практику Константинопольского Богородичного монастыря, явно указанно пение «Аллилуйя» [7] и троичного гласа (τὰ τραδικὰ τοῦ ἤχου) в седмичные дни. Например, 2 сентября – память мч. Маманта и прп. Иоанна Постника; 17 сентября – память мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; 21 сентября – память пророка Ионы и прп. Иоанна пресвитера; 4 октября – память сщмч. Иерофея; 10 октября – память мчч. Евлампия и Евлампии и т. д [8]. Подобные указания мы встречаем и в савваитском Типиконе иерусалимской редакции ( Sin. gr. 1096, ΧΙΙ в. ) . Однако в сентябре указано только две аллилуарные службы: 25 сентября – память прп. Евфросинии Александрийской и мчч. Павла и Гаспа и 27 сентября – память мч. Калистрата.

Октябрьские примеры, приведенные нами из Евергетидского Типикона, могут быть использованы и для рассматриваемого Типикона [9]. Таким образом, в XI–XII вв. согласно указанным константинопольским и иерусалимским памятникам пение «Аллилуйя» с Троичным тропарем гласа являлось рядовой особенностью вседневного богослужения.

Согласно славянским литургическим памятникам ΧΙV–XV вв. пение «Аллилуйя» на утреннем богослужении за пределами Великого поста стало утрачиваться в указанный период. Рассмотрим месяцесловы сентября и октября в сравнении с месяцесловами февраля-апреля (возможным великопостным периодом) в упомянутых литургических памятниках.

Во многих славянских богослужебных рукописях в месяцесловной части присутствуют тропари в честь святых. Их наличие свидетельствует о пении «Бог Господь» на утрени в день памяти последних.

Рукописный устав ΧΙV века из собрания Российской национальной библиотеки (РНБ) не имеет подробного месяцеслова на каждый день (в частности, отсутствуют указания на 1-14 февраля) .
 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

великопостное богослужение объяснение богослужения подготовительного четыредесятнице богослужения четыредесятницы великопостных часов вечерни вел повечерия литургии преждеосвященных даров проч указ особенностей богослужения каждой седмицы | мессинском типиконах | мессинскому типикону | евергетидскому типикону | правящий архиерей воскресным богослужением совершил особые молитвы новолетия |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Архаические элементы богослужения седмичных дней Великого поста : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера