ИТАЛИЯ. V • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Сочиняя лауды на венецианском диалекте, на к-ром говорило высшее сословие, он положил начало народной традиции, распространившейся далеко за пределы обл. Венето и пережившей своего создателя.

Двухголосная лауда «Canti gloriosi et dolce melodia». Певч. сборник. XV в. (Bibl. Universitaria di Pavia. Aldini. 361. Fol. 4) Стиль лауд заметно различается в зависимости от состава аудитории, для которой они предназначались. Флорентийские лауды эпохи Лоренцо Великолепного, сочиненные для народных сообществ и братств, сильно отличаются от написанных на рубеже XV и XVI вв. для аристократов мантуанского двора и их профессиональных певцов. Во Флоренции почти на всем протяжении XV в. лауды пелись на площади Сан-Мартино импровизаторами, самым знаменитым из к-рых был Антонио ди Гвидо († 1486) , к-рый пел, аккомпанируя себе на цитре (citara) .

Пьетро Каннуцио. Regule florum musices. Флоренция, 1510. Титульный лист Лауды были составной частью священных драм (drammi sacri) , которые ставились в церкви. «Действо об Аврааме и Исааке» (Rappresentazione di Abramo e Isacco) , исполненное впервые в ц. Санта-Мария-Маддалена во Флоренции в 1449 г., включало 2 лауды: «Весь ты сладостен, вечный Господь Бог» (Tutto se dolce, Dio signore eterno) и «Кто служит Господу с чистым сердцем» (Chi serve a Dio con purità di core) . Центром общения элиты, ремесленников и торговцев были сообщества, поддерживавшие в разных социальных слоях чувство принадлежности к одной городской общине. Во флорентийских сообществах представители элиты могли выступать в качестве авторов текстов. «Действо о святых Иоанне и Павле» (Rappresentazione di San Giovanni e Paolo) , поставленное в доминиканской ц. Сан-Марко во Флоренции в 1489 г., завершалось лаудой «Приди ко мне, грешник» (Vieni a me peccatore) . Это действо было написано Лоренцо Медичи для молодежного Сообщества св. Иоанна (Compagna di san Giovanni) , членом к-рого был его сын Джулиано.

В 20-х гг. XV в. к жанру лауды обращались мн. франко-фламанд. композиторы. Некоторые характерные черты этого жанра можно встретить в одном из шедевров музыки эпохи Кватроченто «Дева Прекрасная, что солнцем одета» (Vergene bella, che di sol vestita) , сочиненном Дюфаи, вероятно, в 1423 г. на текст 1-й строфы канцоны, завершающей «Канцоньере» Ф. Петрарки.

В области муз. теории противоречие между монодийной и полифонической практиками выразилось в начавшемся в кон. XV в. споре между сторонниками натурального (гармонического) звукоряда, применяемого в многоголосной музыке, и приверженцами пифагорейского звукоряда, традиционно использовавшегося для осмысления монодии. Новое учение о гармонии в И. было впервые отражено в трактате «Musica practica» испан. теоретика и композитора Бартоломео Рамоса де Парехи ( ок. 1440 - после 1490 ) , преподававшего в Болонье и Риме; в сер. XVI в. оно было развито теоретиком и композитором свящ. Джозеффо Царлино. В числе сторонников традиц. пифагорейской системы был Гаффурио, позднее - францисканец Пьетро Каннуцио, автор трактата «Regule florum musices» ( Правила музыкальных соцветий; 1510 ) .

Разнородное по сути многообразие содержания и форм, объединенное в художественной цельности, определяет богатство церковной музыки XV в. Непохожие друг на друга формы развивались параллельно: выдающиеся композиторы сочетали в своих произведениях стилистические черты, сочетание к-рых в наст. время трудно себе представить, рядовая практика неизменно сохраняла свое обаяние, а высокое искусство соединялось с народным. Потребность в жестких границах между священным и мирским, строгое разделение на светское и религиозное, типичное по большей части для совр. эпохи, было совершенно неизвестно в XV в. Можно найти муз. цитату из народной песни в сочинении на церковный текст в изысканном многоголосном контрапункте, поскольку творческий дар проявлялся на разных уровнях, не разделенных, а скорее способных к взаимопрониковению. Т. о., освоение выразительных художественных форм сочеталось с полным отсутствием жестко предопределенных рамок в их использовании. Лит. : Hannas R. Concerning Deletions in the Polyphonic Mass Credo JAMS. 1952. Vol. 5. Autumn. P. 155-186; Layton B. J.

Italian Music for the Ordinary of the Mass, 1300-1450: Diss. Harvard Univ. Camb. (Mass.) , 1960; Cattin G. Church Patronage of Music in 15th-Cent. Italy Music in Medieval and Early Modern Europe: Patronage, Sources and Texts Ed. by I. Fenlon. Camb. (UK) , 1981. P. 21-36; idem. Il Quattrocento Teatro, musica, tradizione dei classici. Torino, 1986. P. 265-318. ( Letteratura italiana; 6 ) ; Luisi F. Laudario giustinianeo. Venezia, 1983; Pirrotta N.

Musica e orientamenti culturali nellItalia del Quattrocento Idem. Musica tra Medioevo e Rinascimento. Torino, 1984. P. 213-249; Bent M., Hallmark A., eds.

The Works of Johannes Ciconia. Monaco, 1985. ( Polyphonic Music of the 14th Cent. ; 24 ) ; Gallo F. A[lberto].

The Practice of «cantus planus binatim» in Italy from the Beginning of the 14th to the Beginning of the 16th Cent.
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

пасхальный интроит resurrexi adhuc tecum sum градуал миниатюрами гульельмо джиральди 1468 ferrara museo schifanoia graduale 1343 fol | монтеверди портрет 1640 худож бернардо строцци галерея академии венеция | canto fratto credo conceptionis кириале-градуале 1599–1600 trento fondazione bibl bernardino 327 | дюфаи месса иакова автограф 2-я четв bologna museo bibliografico intern biblioteca della musica q-15 fol cxxix–cxxx | аллилуия службе сщмч лаврентию интроит gaudeamus omnes мессе вознесение францисканский градуал trento castello del buonconsiglio bibl feininger |

Источник текста


Постоянная ссылка: ИТАЛИЯ. V • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера