> Помогите ребёнку на реабилитацию <

КАНИ


В начало текстаВ конец текста
на побережье Аравийского м. в I в. до Р. Х. - 1-й пол. I тыс. по Р. Х. Принятое ныне чтение «Кани» вместо прежнего «Кана» основано на греко-лат. и араб. формах топонима. Городище, расположенное у подножия останца вулканического происхождения Хусн-эль-Гураб в юго-зап. части бухты Бир-Али, приблизительно в 3 км от одноименного современного селения, было идентифицировано как древний порт К. в 1834 г. офицерами гидрографического корабля «Палинур» брит. Ост-Индской компании. Важнейший вклад в изучение К. внесли археологи А. В. Седов и Ю. Г. Виноградов, осуществлявшие долговременные планомерные раскопки городища в составе Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) в 1985-1989 и 1991 гг. и Российской комплексной экспедиции в Йеменской Республике (РКЭЙР) в 1993-1994 гг. В 1995-1996 гг. французские археологи во главе с М. Мутоном вскрыли языческое культовое сооружение, в к-ром предположительно население поклонялось богу Сийану, символизировавшему хадрамаутскую государственность. «Нижний город» площадью ок. 15 га имел более 100 построек, в т. ч. и помещения хозяйственного назначения, очевидно, складские. Количество жителей К. изменялось в зависимости от сезона, т. к. это был торговый порт, а на интенсивность морской торговли влияло направление муссонных ветров.

Судя по археологическим материалам и сведениям «Перипла Эритрейского моря» ( ок. 70-х гг. I в. по Р. Х. ) , в т. н. нижний период (2-я пол. I в. до Р. Х. - сер. - кон. I в. по Р. Х.) К. был связан торговлей с западом (Испанией, Сицилией, Италией) и востоком Средиземноморья ( Египтом, Палестиной, М. Азией ) , Месопотамией и районом Персидского зал. В т. н. средний период ( II-V вв. ) К. достиг наибольшего расцвета. К этому времени относится раскопанное Седовым здание, идентифицированное им как синагога. На обломках упавшей с его стены штукатурки была обнаружена фрагментарная греч. надпись некоего Космы, к-рую издатель Виноградов считал скорее христианской, чем иудейской, и датировал 2-й пол. IV в. (Виноградов. 1989; Sedov. 1992. P. 135-136) . Г. Бауэрсок настаивал на том, что выражения, содержащиеся в надписи, характерны для памятников греч. эпиграфики, составленных иудеями (Bowersock.)

1993; Qâni. 2010. P. 393-396 (, но не учел, что Косма - типично христ. имя и что ни одного случая использования греч. языка иудеями на юге Аравии не зафиксировано. Поскольку данные археологии не позволяют однозначно отождествить ни «раннюю постройку», откуда происходит надпись, ни сменившую ее «позднюю постройку» с синагогами, сооружение, следуя мнению Виноградова, можно рассматривать как христ. часовню.)

Хорошо прослеживаемое по эпиграфическим памятникам взятие и разграбление К. сабейским царем Шааром Аутаром () в ходе сабейско-хадрамаутской войны во 2-й пол. 20-х гг. III в. (Ir 13. § 13; Ry 533 8-9; Ja 632 2-3; Sh 17 10-12) не подтверждается археологически. Возможно, полному разрушению порт не подвергся: в надписях говорится лишь о сожжении находившихся на рейде кораблей (Ir 13. § 13) - 47 самбук и фелюг (Ry 533 8-9; это древнейшее упоминание данных типов морских судов - Лундин. 1975) . Упадок К. приходится на т. н. поздний период ( VI - нач. VII в. ) , когда он входил в состав обширных владений рода Язан ( BR-Yanbuq 47; апр. 515 ) . Надпись CIH 621 (февр. 630) освещает один из заключительных эпизодов химьяро-эфиопских войн. Судя по археологическим данным, порт К. прекратил существование в нач. VII в., однако топоним сохранялся в арабо-мусульманской традиции еще в нач. XIV в. Паломники, направлявшиеся в Мекку в XVII-XVIII вв., использовали руины городища в качестве укрытий.

Неоднократно предпринимавшиеся попытки отождествить с К. топоним Хане, упоминаемый в Иез 27. 23, не выдерживают критики, поскольку в VI в. до Р. Х., к к-рому относится данный библейский текст, до основания К. оставалось еще полтысячелетия. Кроме того, с лингвистической т. зр. вряд ли можно убедительно обосновать переход звука () в звук () . Возможно, речь идет о Кане Галилейской (Седов. 2005. С. 307) . Ист. : античные: Casson L. The Periplus Maris Erythraei: Text, introd., transl., comment. Princeton, 1989. § 24, 27–28, 32, 33, 36, 57 ( рус. пер. : Бухарин М. Д. )

Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря»: Текст, пер., коммент., исслед. СПб., 2007 (; Plin. Sen.)

Natur. hist. VI 104; Ptolem. Geogr. VI 7. 10, VIII 22. 9; южноарав. : Corpus des inscriptions et antiquités sub-arabes. Louvain, 1986. T. 2: Le Musée d’Aden. Fasc. 1. P. 205–208 [CIAS 95. 11 p. 8 n°1]; Jamme A. Sabaean Inscriptions from Mahram Bilqîs (Mârib) . Baltimore, 1962. P. 134–135 [Ja 632]; Ryckmans G.

Inscriptions sud-arabes: 12- ème série Le Muséon. 1955. Vol. 68. P. 297–308. Pl. 1 [Ry 533]; al-Iryānê M. ‘А.

Inscriptions inédites de Yanbuq (Yémen Démocratique) Raydân. ‘Adan, 1979. T. 2. P. 48–57 [BR–Yanbuq 47]; Robin Ch., Gajda I.

L’inscription du wâdî ‘Abadân Ibid. 1994. T. 6. P. 113–129. Pl. 49–57 [‘Abadân 1]; CIS 4. 1929. T. 3. P. 54–59, 144–146 [CIH 621, 727, 728]; Répertoire d’épigraphie sémitique. P., 1950. T. 7. P. 508 [RES 5093]; арабо-мусульм. : Le Livre des Revenus du sultan rasulide al-Malik al-Mu’ayyad Dâwûd b. Yûsuf (m. 721 1321) Éd., introd. M. ‘Abd al-Rahim Jazim. Sanaa, 2008. P. 132, 395. Лит. : Лундин А. Г.

К истории слов «сундук» и «фелюга» Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока: XI годичная науч. сессия ЛО ИВ АН СССР: (Кр. сообщ. и автоаннот.) . М., 1975. [Ч. ] 1. С. 111-115; Виноградов Ю. Г.

Археол. комментарий Там же. С. 167-169; idem. (Sedov) New Archaeological and Epigraphical Material from Qana (South Arabia) Arabian Archaeology and Epigraphy. Copenhagen, 1992. Vol. 3. N 2. P. 110-137 [with an Addendum by Yu. G. Vinogradov]; он же. Древний Хадрамаут: Очерки археологии и нумизматики. М., 2005. С. 307-356. (Тр. Рос. археол. миссии в Респ. Йемен; 3) ; idem. Temples of Ancient Hadramawt. Pisa, 2005. P. 161-171. ( Arabia Antica; 3 ) ; Bowersock G. W.

The New Greek Inscription from South Yemen To Hellenikon: Studies in Honor of S. Vryonis Ed. J. S. Langdon e. a. New Rochelle (N. Y.) , 1993. Vol. 1: Hellenic Antiquity and Byzantium. P. 3-8; Hulton J. South Arabia: The «Palinurus» Journals Ed. W. A. Hulton. Camb. ; N. Y., 2003. P. 56-65; Frantsouzoff S. A.

Temples, Tribes, Rulers and Military Campaigns of Ancient Hadramawt: Harmony and Disagreement between Archaeological Material and Epigraphic Data Arabia. P., 2004. Vol. 2. P. 73-85, 217-221; Qâni: Le port antique du Hadramawt entre la Méditerranée, lAfrique et lInde: Fouilles Russes 1972, 1985-1989, 1991, 1993-1994 Dir. J. -Fr. Salles, A. V. Sedov. Turnhout, 2010.

В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

церковь иконы божией матери иверская пересвете | церковь андрея первозванного ивановском монастыре | церковь иконы божией матери иверская первоуральске | часовня лосино-петровском первая | церковно-научная периодика |
Постоянная ссылка: КАНИ
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера