Опыт нравственного православного богословия в апологетическом ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
При этом он развивается, так сказать, диалектически, проходя через самые крайние противоположности, то возвышаясь до трогательного героизма, то падая в самые страшные глубины порока, как об этом можно судить по гениальным произведениям поэзии Шекспира, Толстого, Достоевского и др. Отсюда понятно, что необходимое соответствие между нравственной деятельностью человека и его натуральным характером всегда мыслится нами предположительно или условно, то есть мы думаем, что деятельность эта должна наступить, если только не произойдет какой-либо перемены в характере действующего лица. Ибо в области нравственных действий человека многое зависит от тех или иных усилий с его стороны, или от его свободы и потому имеет характер явлений и событий случайных.

Вот почему известный позитивист Тэн говорит: «единственное различие между проблемами нравственными и физическими состоит в том, что в первом случае направление и объем сил нельзя вычислить с такой же точностью, как это можно сделать во втором» 205. Эта же условность соответствия между нравственной деятельностью человека и его характером мыслится как закон и для драматической поэзии. В самом деле, странно было бы требовать от драматического лица прежней деятельности после того, как последовала коренная перемена в его характере 206. Основания для своей теории детерминисты находят, наконец, в самом Священном Писании. «Всякое дерево доброе, – говорит Иисус Христос, – приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7: 17–18 ) . Значит, какая природа дерева, таковы и плоды его. По словам детерминистов, всякое действие исходит из «бытия» (operari sequitur esse) . Произвольно изменить врожденный характер, врожденную индивидуальность невозможно. Это, конечно, до известной степени правда. Но по свидетельству того же слова Божия, которым детерминизм хочет подтвердить свою теорию, не меньше правды и в том, что индивидуальность человека зависит также от его свободного самоопределения и деятельности. «Или признайте (по славянскому тексту – «сотворите») дерево хорошим и плод его хорошим (то есть и плод его будет хорош) ; или признайте дерево худым и плод его худым (то есть и плод его будет худ) »; ибо, – как далее говорит Спаситель, – дерево познается по плоду ( Мф. 12: 33 ) . Что нравственная деятельность человека много обуславливается силою его самоопределения – это доказывается и следующими местами Священного Писания: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы вам не впасть в искушение» ( Мф. 26: 41 ) ; «пусть думающий, что он стоит, заботится о том, чтобы не упасть ему» ( 1 Kop. 10: 12 ) . Таким образом, в учении слова Божия о свободе воли надобно держаться двух одинаково справедливых положений: «Каков ты, так и будешь действовать», и «как ты действуешь, таким и будешь»; между тем детерминизм признает только первое положение 207. В доказательство же того своего убеждения, что действия человека вместе с тем суть и необходимый продукт неизменно влияющих на его волю внешних мотивов или причин, детерминисты ссылаются на фактические и, по-видимому, неопровержимые данные так называемой «нравственной статистики» 208, выступая, таким образом, против свободы человеческой воли «в одежде науки» 209. Статистика свидетельствует, что некоторые события и факты человеческой жизни, кажущиеся нам свободными, например браки, рождения, разводы, убийства, самоубийства, наконец, даже такие, по-видимому, самые мелочные явления обыденной жизни, как отправка писем по почте без адресов или с неверным адресом, обязанные своим происхождением простой рассеянности, или забывчивости, в данной местности через известные промежутки времени, при одинаковых внешних условиях общественной жизни, повторяются приблизительно в том же числе и в одинаковом пропорциональном отношении к народонаселению 210. Отсюда делается вывод, что если действия, считающиеся нами за свободные, подчиняются такому точному математическому вычислению, что их наперед можно предвидеть, то, очевидно, они – следствия не свободной воли человека, а каких-то других «важных общих причин» 211. С этим выводом детерминистов можно было бы согласиться только в том случае, когда бы было доказано, что статистические данные вполне справедливы. Но уже самый способ собирания этих данных не ручается за их достоверность. Обыкновенным источником данных статистики бывают официальные донесения, например, полиции, различных судебных и других правительственных учреждений. Но ведь эти «статистические органы» обращают свое внимание только на факты более или менее резкие и почему-нибудь выдающееся. Бывает и так, что статистические наблюдения над известными проявлениями жизни в одной местности не совпадают с наблюдениями в другой. Один из видных германских моралистов-психологов, Ульрици, свидетельствует, что «численные показания даже в одной и той же стране, при одних и тех же условиях и обстоятельствах, вовсе не до такой степени постоянны, как это утверждают, вопреки фактам, материалистически настроенные статистики» 212.
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

владимир андреевич просит благословение прп сергия основание высоцкого мон-ря строительство церкви миниатюра "жития прп сергия радонежского кон xvi ргб 304/iii 253 | любовь это чувство свободных если тебе реализацию дара свободной воли грозят или предупреждают мучительной смертью где свобода как любить того который так жестко ставит вопрос | иисус христос архангелами роспись зап стены санта-мария-ин-валле темпьет-то чивидале-дель-фриули 2-я пол viii | святые мученики анания пресвитер петр темничный страж ними воинов | псалмы природе nature psalms |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том I, Часть 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Стеллецкий
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера