> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Киприан (Старорусенников), Православная Богословская энциклопедия или ...


В начало текстаВ конец текста
и по обузданию нравов сибиряков. В 1624 году 15 февраля по государевой и патриаршей грамоте вызван в Москву и 12 декабря возведен в сан митрополита Сарского и Подонского, или Крутицкого, в ближайшие помощники патриарху Филарету. В 1626 году 20 октября перемещен на новгородскую митрополию. Принимал деятельное участие в избрании на патриаршество Иоасафа. Он первый положил начало «Сибирской летописи», записавши со слов казаков-товарищей Ермака Тимофеевича – известия о всех обстоятёльствах их прихода в Сибирь, столкновениях с туземцами и другое; имена убитых казаков записал в синодик соборной церкви. Кроме «Киприановой летописи», или «Записки о походах Ермака и его товарищей», известны еще: «Духовная грамота митрополита» ( Собр. лет. IV, 179; III, 188 ) ; «Распорядительная его грамота, между прочим, об отобрании устава, печатанного уставщиком Логином»; «Переписка его во время сношений Новгорода с Швецией» (Акт. ист. III, №№ 186, 221, 228, 333 и дополн. II, №№ 13–15) ; «Грамота с запрещением принимать шведских перебежчиков» ( Опис. Солов, м-ря, ч. III, стр. 214 ) ; «Канон и стихиры в честь Ризы Господней, подаренной Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом».

К. Здравомыслов h2Киприан Жоховский Киприан Жоховский, униатский западнорусский митрополит (1674–1693 г.) , родился в Литве, а образование свое закончил в римской коллегии святого Афанасия, причем был удостоен степени доктора богословия. С 1665 года Киприан Жоховский становится известным среди деятелей западнорусской унии в качестве архимандрита Дерманского и Дубенского монастырей. В 1668 г. он был назначен архимандритом Леотинского монастыря, а в 1671 году был призван тогдашним униатским митрополитом Гавриилом Колендою в помощники себе в звании епископа Витебского и Мстиславского и вместе коадъютора Полоцкой архиепископии. После смерти митрополита Гавриила Коленды в 1674 году, Киприан Жоховский был избран и утвержден в должности униатского митрополита. Кпприан Жоховский до самой смерти сохранил за собою и Полоцкую архиепископию. Продолжительное время управления Киприана Жоховского западнорусскою униатскою церковью, по справедливости, составляет одну из важнейших эпох в истории этой последней. Сильный ум, хорошее образование, практический талант организатора и горячая преданность делу побуждали Киприана Жоховского, а современные исторические условия, – особенно наступившее тогда внутреннее успокоение Польши после бывших войн и примирение её с Москвою, – давали ему возможность заняться внутренним устройством и дальнейшим упрочением западнорусской униатской церкви. Этой последней цели Киприан Жоховский стремился достигнуть двумя путями: с одной стороны, возвышением образовательного уровня униатского духовенства и религиозно-нравственного состояния всей вообще своей паствы, а с другой стороны, обращением православных западно-руссов в унию. К 1680 году положение унии было настолько прочно, по мнению Киприана Жоховского, что он задумал было предпринять новую попытку обращения всей западной Руси в унию, подобную той, какую устроили Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкий сто лет тому назад. В январе 1680 года, с согласия короля Яна III Собесского, предположено было устроить Люблинский съезд и на нем подготовить новое и, как казалось инициаторам деда, окончательное и полное, соединение Западной Руси с римским костелом. Киприан Жоховский вместе со своими сподвижниками имели тем более права заранее торжествовать свою победу, что и некоторые из среды православных западнорусских епископов сочувствовали и содействовали его предприятию. Однако же православными деятелями, особенно православными западнорусскими братствами были своевременно приняты меры, благодаря которым затея Киприана Жоховского не удалась. Киприан Жоховский старался вознаградить себя за понесенную неудачу тем, что в 1689 году устроил весьма торжественное празднование столетнего юбилея унии (со времени начала приготовлений ко введению Брестской унии 1595 года) и путем насильственных захватов превращал на унию разные православные монастыри и церкви. Среди православных западно-руссов надолго сохранилась память о Киприане Жоховском, как об одном из жестоких гонителей «благочестия». Наоборот, латино-униатские историки не находят слов для восхваления великих подвигов его. Киприан Жоховский известен в литературе своим сочинением под заглавием: Colloquium Lublinense, Zamocs 1680, в котором описывается вышеупомянутый Люблинский съезд 1680 года. Киприан Жоховский умер 2 октября 1693 года и погребен в Супрасльском монастыре. протоирей

В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

сарского городища |

Источник текста


Постоянная ссылка: Киприан (Старорусенников), Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера