> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Художественный образ Пресвятой Троицы | Православие и мир

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Тайна Пресвятой Троицы при всей ее грандиозности и непостижимости, как ни странно – очень благодатный материал для искусства.

Она существует в нескольких иконографических версиях, каждая из которых имеет разные варианты и отражает конкретные особенности духовного видения той или иной эпохи, конфессиональной и даже национальной традиции.

Наиболее известная иконография под названием «Троица Ветхозаветная», обретшая мировую известность через икону Андрея Рублева, выросла из сюжета «Гостеприимство Авраама». Его ранние образцы встречаются уже в катакомбе на Via Latina (IV век) , в мозаиках римской базилики Санта Мария Маджоре (V век) и византийского храма Сан Витале в Равенне (VI век) . Конечно, изображая трех мужей, посетивших Авраама и Сару, живописцы не стремились к созданию образа Троицы, соответствующего церковной догматике, они только иллюстрировали текст книги Бытия. Поэтому огромное место в их работах занимают сюжетные подробности: пейзаж, архитектура, действия Авраама и Сары. В базилике Санта Мария Маджоре в двухъярусной композиции показаны не только трапеза трех мужей в доме Авраама, но и то, как Авраам почтительно встречает путников; а развевающиеся драпировки свидетельствуют о стремительности его движения и горячем желании принять гостей в своем доме. В мозаике храма Сан Витале в Равенне трапеза показана в одном пространственном поле со сценой Жертвоприношения Авраама. Заметим также, что фигуры трех мужей не выделяются особо в композиции, только нимбы над головами напоминают об их «особом статусе». Основное внимание все же уделяется людям, попавшим в столь интересную ситуацию. В мозаике храма Санта Мария Маджоре Авраам изображен три раза: он бежит навстречу путникам, дает распоряжения жене (в то время, как она уже выпекает хлеб) и прислуживает гостям.

В зрелом византийском искусстве акцент в сцене Гостеприимства Авраама все больше ставится на Божественной тайне, с которой он соприкасается. В мозаиках собора сицилийского города Монреале (конец XII века) гости Авраама уже имеют вид ангелов – у них не только нимбы, но и крылья. Встречая их, Авраам падает ниц и трепетно прикасается к ноге одного из ангелов, собираясь ее поцеловать, в то время, как ангел его благословляет. В сцене трапезы фигуры ангелов занимают центральное место, Авраам еще остается на переднем плане, но во всем его облике чувствуется огромное благоговение, а хлеб для своих гостей он держит покрытыми руками – так священник держит Дарохранительницу со Святыми Дарами.

Постепенно фигуры Авраама и Сары, сохраняя свое место на первом плане композиции, уменьшаются в размерах. На фреске Феофана Грека из Спасо-Преображенского храма на Ильине улице в Новгороде (1378 г.) фигура Сары, почтительно склонившейся к ногам сидящего справа ангела (фигура Авраама не сохранилась) , кажется маленькой, хотя на самом деле это и не так. На иконе XIV века «Зырянская Троица» (приписываемой св. Стефану Пермскому) Авраам в два раза уменьшен в росте по сравнению с ангелами, а Сара скромно расположилась на дальнем плане. И даже яркие красные одежды не приближают ее к зрителю. Говоря о фреске Феофана Грека, необходимо заметить, что в ней впервые фигуры ангелов образуют пирамидальную композицию, вписанную в круг, очерченный контурами их огромных крыльев. Цветовое решение – белые одежды и светлый фон, темные лики, руки и нимбы – передает одно из важнейших мистических ощущений исихазма: восприятие Божественного света как «пресветлого мрака». Лики ангелов переполнены нетварным светом горнего мира, который является несовершенному зрению человека как тьма. Такое восприятие света характеризует высшую стадию молитвенной практики исихазма, когда свет уже глубоко преобразил душу человека.

Безусловно, переломным произведением следует считать знаменитую икону начала XV века, которая со времен Стоглавого собора приписывается Андрею Рублеву (ГТГ, Москва) . В истории ее создания и реставрации много загадок и нерешенных вопросов, начиная от датировки и кончая проблемой авторства (икона до сих пор содержит следы записей более позднего времени, нежели предполагаемые годы жизни Рублева) . Однако независимо от того, Рублев это или нет, она остается первой в истории работой, в которой образ Пресвятой Троицы отделился от сюжета «Гостеприимство Авраама» и стал самодостаточной ценностью, побуждающей молящегося к сосредоточенному созерцанию. Композиция этой иконы быстро стала устойчивой формулой православного искусства, и ее содержание не менялось, даже если в более поздние периоды она обрастала множеством внешних деталей (как на известной иконе Симона Ушакова) XVII век, ГТГ, Москва (, где можно увидеть и натюрморт на столе, и эффектную архитектуру итальянского стиля на заднем плане.) Не считая целесообразным повторять все, что написано о содержании этого, бесспорно, гениального образа во множестве научных текстов, отметим лишь наиболее значимые для нас моменты. На иконе нет изображения Авраама и Сары.

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

  • Источник текста

    Вам может быть интересно:

    храм пресвятой троицы г.коломна щурово | церковь пресвятой троицы ельдигино | церковь пресвятой троицы при александровской больнице | церковь пресвятой троицы колпино | церковь пресвятой троицы 'кулич пасха |
    Постоянная ссылка: Художественный образ Пресвятой Троицы | Православие и мир
    > Помогите ребёнку на реабилитацию <
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера