Источник текста

Святитель Афана?сий Великий, Александрийский, архиепископ


1: 28 (, так же привела его к св. Александру, патриарху Александрийскому, и отдала в храм на служение Богу. И он стал при храме проводить свою жизнь, ревностно исполняя заповеди Божии.)

В 319 г. патриарх рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. Уже в это время святитель Афанасий стал писать сочинения. Будущий святитель видел, что нет у новопришедших в Церковь Христову ревности, нет у них истинного благочестия, многие из них искали славы для себя, пустословили, празднословили и все языческие обычаи, которые были раньше у них, переносили в христианскую жизнь. Объявился некий Арий, который хулил Христа, уничижал Матерь Божию и возмущал народ, уча народ добиваться чести, славы, проникать и в Церковь, достигать священства и даже архиерейства. И многие его слушали и становились последователями этой ереси – арианами. И эта ересь так распространилась, что чуть не захлестнула всю Церковь – великая была брань. В 325 г. святитель Афанасий был на Никейском Соборе, где выступал против Ария.

В 326 г. по смерти патриарха Александра святитель Афанасий был избран на Александрийскую кафедру. Епископом Афанасий объезжал церкви, много выступал, боролся против ариан, писал, обличал их, и восстали против него все неистинные христиане и стали на него клеветать. В то время царствовал Константин Великий (306–337 гг.) , он считался покровителем Церкви Христовой. Он хорошо понимал военную стратегию, дипломатию, государственные дела, но дел церковных и проповеди Евангелия не знал, поэтому колебался между арианством и православием.

Пользуясь добротой и простотой императора, еретики окружили весь его двор, проникли во все должности и стали нашептывать ереси и неправды и вводить расколы. Они обвиняли архиепископа Афанасия, что он плохой человек, что он не слушается царя, взимает налоги отдельно от царской казны и совершает нехорошие дела, что он и чародей, и преступник, и блудник. Император видел великую распрю, вражду, старался водворить мир, но бывали такие времена, что могла открыться война, тогда он предлагал святителю Афанасию на время удалиться куда-нибудь. И большую часть своего долгого правления святитель провел в изгнании, и тогда нередко он пользовался поддержкой монахов, был в дружбе с обоими отцами монашества – святыми преподобными Антонием и Пахомием. В особенности старались еретики и злые люди обвинить святого Афанасия в том, что он не слушает повелений императора, не обращает внимания на его предписания, не принимая Ария в церковное общение, что он колдун и чародей, сами будучи явными чародеями, и что посредством какой-то мертвой руки, якобы принадлежавшей клирику Арсению, творит чарования. Император повелел провести расследование. Арсений был клириком, чтецом, совершив какой-то проступок, он долго скрывался, а когда молва об этом стала распространяться везде, то у него проявилось чувство правды, справедливости, потому что невиновен был святитель Христов Афанасий, да и сам Арсений совершенно не пострадал, не ему отрубили руку, другого человека где-то нашли судьи-злодеи, хотя многие из них были епископы. Соболезнуя о своем отце и благодетеле и скорбя сердцем о том, что истина беззаконно побеждается ложью, он тайно пришел к самому Афанасию, припадая к его честным ногам Блаженный Афанасий, радуясь прибытию Арсения, повелел ему до суда никому не показываться.

Между тем злобная ненависть противников Афанасия так возросла, что к одной лжи они приложили еще новую: подкупили одну бесстыдную женщину возвести клевету на святителя Афанасия, что он совершил с нею беззаконие. Когда начался суд, судьи сели на своих местах и клеветники предстали, была введена и эта женщина. С плачем долго жаловалась она на святителя, которого никогда не видала и даже не знала, каков он по виду. Все слушали в недоумении. А она и не хотела знать благочестия евангельского, радуясь, что много денег ей дали. В то время друг Афанасия пресвитер Тимофей, стоя с ним за дверями и все слыша, возмутился духом и, неожиданно войдя внутрь судилища, с поспешностью стал перед глазами той клеветницы, как будто он был сам Афанасий; он смело обратился к ней: «Я ли совершил над тобою ночью насилие, как ты говоришь? » И она еще с большим бесстыдством возопила к судьям: «Сей, сей человек мой растлитель и злоумышленник против моей чистоты; он... » Судьи рассмеялись, увидев подлость, разыгранную комедию, и прогнали ее. Но противники св. Афанасия, хотя и устыдились, но не успокоились и стали обвинять его в убийстве Арсения, показывая какую-то страшную на вид мертвую руку. Святой Афанасий терпеливо слушал их и молчал, потом спросил: «Есть ли среди вас, кто хорошо знал Арсения? Кто из вас может подтвердить действительно ли это его рука? » И поднялись большинство неправедных судей, подскочили и стали утверждать, что действительно это рука Арсения. И тогда, когда они показали свое грязное сердце и коварство свое, святитель отодвинул занавеску, за которой стоял Арсений, вывел его перед собранием и спросил: «А это кто стоит перед вами? Вы сказали, что Арсения нет в живых, это его рука». И все пришли в ужас. «Вот, мужи, и Арсений! – объявил святитель Афанасий. – Вот и руки его, которые совсем не были отсечены! Покажите же и вы своего Арсения, если такого имеете, и поведайте, кому принадлежит отсеченная рука, которая осуждает вас самих, как сделавших это преступление». Но судии продолжали проводить суд, истощая все свои клеветы. И святитель Афанасий, не вынося совершаемой несправедливости, вслух засвидетельствовал всему собору: «Угасла правда, попрана истина, погибло правосудие, исчезло у судей законное расследование и осторожное рассмотрение дел! Разве законно, чтобы желающий оправдаться содержался в узах, а суд всего дела был бы поручен клеветникам и врагам, и чтобы сами оговорщики судили того, на кого клевещут? » Императором святитель был оправдан и послан на свою Александрийскую кафедру.

Когда умер Константин Великий и престолом завладел его второй сын Констанций, то весь двор императорский перешел на сторону ариан. Они стали гнать христиан православных, епископов ссылать, ставить на престолы нечестивых людей, коварных, блудников, еретиков, которые Иисуса Христа не признавали за Бога. И пришлось святителю Афанасию бежать в Рим, где три года находился.

Потом Господь рассудил все судом Своим: наказал Ария и еретиков, и нечестивый царь погиб. После него два года царствовал Юлиан Отступник, за ним вступил Иовиниан благочестивый, потом Валент, который, хотя и много зла творил Церкви, но, испугавшись мятежа александрийцев, позволил святителю Афанасию вернуться и безбоязненно управлять Александрийской Церковью. И описывается в житии святителя Афанасия, что последнее время своей жизни он жил в мире и спокойствии, почил о Господе 2 мая 373 г. в возрасте 76 лет.

46 лет святитель Афанасий был епископом города Александрии и много раз изгонялся с кафедры и возвращался обратно, потому что ариане, называющие себя христианами, верующими в Евангелие, искали, придумывали вину, чтобы осудить и предать смерти святителя. А Господь, возвещая Евангелие, не проповедовал убивать врагов своих; эти же злодеи притворно приняли Крещение, христианство и веровали без благочестия. См. также: « Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского » в изложении свт. Димитрия Ростовского. Молитвы Тропарь святителю Афанасию Великому, Александрийскому глас 3 Столп был еси? правосла? вия, Боже? ственными догма? ты подтвержда? я Це? рковь, священнонача? льниче Афана? сие: Отцу? бо Сы? на Единосу? щна пропове? дав, посрами? л еси? А? рия. О? тче преподо? бне, Христа? Бо? га моли?, дарова? ти нам ве? лию ми? лость.

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским глас 4 Бо? же оте? ц на? ших, творя? й при? сно с на? ми по Твое? й кро? тости, не оста? ви ми? лость Твою? от нас, но моли? твами их в ми? ре упра? ви живо? т на? ш. показать все Молитвы Тропарь святителю Афанасию Великому, Александрийскому глас 3 Столп был еси? правосла? вия, Боже? ственными догма? ты подтвержда? я Це? рковь, священнонача? льниче Афана? сие: Отцу? бо Сы? на Единосу? щна пропове? дав, посрами? л еси? А? рия. О? тче преподо? бне, Христа? Бо? га моли?, дарова? ти нам ве? лию ми? лость.

Кондак святителю Афанасию Великому, Александрийскому глас 2 Правосла? вия насади? в уче? ния, злосла? вия те? рния изсе? кл еси?, умно? жив се? мя ве? ры одожде? нием Ду? ха, преподо? бне, те? мже тя пое? м, Афана? сие.

Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским глас 4 Священнонача? льницы велича? йшии благоче? стия, и до? блии побо? рницы Це? ркве Христо? вы, вся соблюди? те пою? щия: спаси?, Ще? дре, ве? рою чту? щия Тя.

Молитва святителю Афанасию Великому, Александрийскому О, всехва? льный и пресла? вный святи? телю Афана? сие Вели? кий, за ве? ру Правосла? вную ты был еси? в до? лзех труде? х, мно? зех по? двизех, в пятикра? тных изгна? ниих и бе? гствех, претерпе? л еси? мно? ги клеветы? и оболга? ния, мно? гажды за ню хоте? ша врази? твои? развернуть Молитва святителю Афанасию Великому, Александрийскому О, всехва? льный и пресла? вный святи? телю Афана? сие Вели? кий, за ве? ру Правосла? вную ты был еси? в до? лзех труде? х, мно? зех по? двизех, в пятикра? тных изгна? ниих и бе? гствех, претерпе? л еси? мно? ги клеветы? и оболга? ния, мно? гажды за ню хоте? ша врази? твои? уби? ти тя, и то? кмо Сам Бог чуде? сно сохрани? тя от сме? рти. И все сие? ты претерпе? л еси? от нечести? вых еретико? в – ариа? н, с ни? ми же и боро? лся еси?, и и? хже, в пучи? не слове? с погрузи? в, терпе? нием твои? м препобеди? л еси?, и, злове? рие их от Це? ркве отгна? в и правосла? вное уче? ние насади? в, умно? жил еси? се? мя ве? ры Христо? вой. Вои? стинну ты еси? хра? брый во? ин Христо? в, я? ко во? ин бо, до конца? дний твои? х сла? вно боро? лся еси? за пра? вую ве? ру со еретики?. Вои? стинну ты еси? столп ве? ры Правосла? вныя, и? бо ника? коже поколеба? ся ве? ра твоя? Правосла? вная от сих гоне? ний ерети? ческих, но па? че утверди? ся и укрепи? ся, и не то? кмо у тя и у па? ствы твое? й, но и во всей Це? ркви Христо? вей. К тебе? мо? лимся, уго? дниче Бо? жий, испроси? у Христа? Бо? га на? шего и нам име? ти ве? ру непоколеби? му и не уклони? тися от пра? ваго пути? ея?, но до конца? дний свои? х пребы? ти на нем, не боя? щеся ни ле? сти, ни преще? ния, ни да? же гоне? ния, и унасле? довати Ца? рство Небе? сное во сла? ве Бо? га Отца? и Сы? на и Свята? го Ду? ха, иде? же ты и вси святи? и пребыва? ют. Ами? нь.

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским О, всесвяти? и отцы? Афана? сие и Кири? лле, те? плии на? ши засту? пницы, ересе? й потреби? тели, благоче? стия защи? тители, неду? жным вра? чеве, в беда? х помо? щницы и все? м притека? ющым к ва? м те? плии предста? тели, помози? те на? м, гре? шным, в се? м житии?, и развернуть Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским О, всесвяти? и отцы? Афана? сие и Кири? лле, те? плии на? ши засту? пницы, ересе? й потреби? тели, благоче? стия защи? тители, неду? жным вра? чеве, в беда? х помо? щницы и все? м притека? ющым к ва? м те? плии предста? тели, помози? те на? м, гре? шным, в се? м житии?, и умоли? те Го? спода Бо? га дарова? ти на? м грехо? в оставле? ние и Ца? рствия Небе? снаго насле? дие, да всегда? прославля? ем Отца? и Сы? на и Свята? го Ду? ха, и ва? ше ми? лостивное предста? тельство, ны? не и при? сно и во ве? ки веко? в. Ами? нь.

Каноны и Акафисты Акафист святителям Афанасию Великому и Кириллу, архиепископам Александрийским Кондак 1 Избрании от Небеснаго Пастыреначальника отцы наша, пресветлая двоице святителие Афанасие и Кирилле, великаго Александрийскаго града первопрестольницы, оружием креста и молитвы враги Церкве Христовы победившии, песньми духовными восхваляем вас, святых заступников наших. Вы же яко имущии дерзновение ко Господу, молитеся за Церковь Православную, за град ваш и вся люди с любовию зовущия: Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Икос 1 Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святителие Афанасие и Кирилле, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, яко два светила просвещали есте по преемству друг другу на престоле патриаршем развернуть Кондак 1 Избрании от Небеснаго Пастыреначальника отцы наша, пресветлая двоице святителие Афанасие и Кирилле, великаго Александрийскаго града первопрестольницы, оружием креста и молитвы враги Церкве Христовы победившии, песньми духовными восхваляем вас, святых заступников наших. Вы же яко имущии дерзновение ко Господу, молитеся за Церковь Православную, за град ваш и вся люди с любовию зовущия: Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Икос 1 Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святителие Афанасие и Кирилле, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, яко два светила просвещали есте по преемству друг другу на престоле патриаршем всю землю и яко велиции иерарси и учителие наши заградили есте еретиков злославных учение, благочестием напояюще верных. Темже и мы, истинною верою Христовою утвержденнии, воспеваем вам, защитникам Церкве Православныя, сице: Радуйтеся, прелести мира сего отвергшии.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Кондак 2 Видя Сердцеведец Господь твердое твое изволение, мудрость и благочестие, поставляет тя, отче Афанасие, на свещнице Церкве Александрийския, да свет святаго Евангелиа возсияет во странах Востока и просвещеннии тобою людие воспевают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 2 Разумом светлым и сердцем чистым изволению Божию повинувшеся, иго Христово благое вземше, по стопам апостолов последовали есте на нивы духовныя, отцы наши Афанасие и Кирилле, обильно сеюще слово Божие, просвещающе паству свою благодатию и в вере истинней утверждающе многих. Темже и мы, вашими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице: Радуйтеся, издетска Богом благословеннии.

Этот кондак читается трижды, затем 1 -й икос: «Избрании от Небеснаго Пастыреначальника... » и 1-й кондак: «Ангели земнии... » Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Случайный тест 1. Известно множество случаев помощи Богородицы разным людям, о чём свидетельствуют более полутора сотен икон, писанных и явленных по случаю этих событий, и почитаемых Церковью. А какая икона Богородицы явлена для помощи страждущим страстью пьянства?

3Взыскание погибших Правильный ответ: №2 Верно! Материалы для изучения: Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы " Неупиваемая Чаша " Комментарий: Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.

В глазах верующего народа Чудотворная икона Богоматери “Неупиваемая Чаша”, находящаяся в Высоцком мужском монастыре города Серпухова, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Ответить открыть вопрос в отдельном окне Пройти весь тест Правильных ответов: 0% Ошибочных ответов: 0% Вы неправильно ответили на следующие вопросы: Все тесты Цитата дня Не открывай грех другого для своего собственного оправдания, ибо благодать, которая до сих пор тебя покрывала, сразу откроет твои собственные грехи. Насколько ты по любви покрываешь брата, настолько благодать согревает и хранит тебя от клеветы человеческой.


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Икона Божией Матери Вутиванская | Пролог в поучениях на каждый день года, День 305 - читать, скачать - протоиерей Виктор Гурьев | Икона Божией Матери Путивльская | Равноапостольный Бори?с (в Крещении Михаи?л) Болгарский, царь | Канон второй страстотерпцам благоверным князьям Борису и Глебу | Святитель Афана?сий Великий, Александрийский, архиепископ | Благоверный князь Глеб (в Крещении Давид), страстотерпец | Князья Борис и Глеб: где искать мощи первых русских святых | Канон первый страстотерпцам великим князьям Борису и Глебу | Благоверный князь Бори́с (в Крещении Рома́н), страстотерпец |

Постоянная ссылка: Святитель Афана?сий Великий, Александрийский, архиепископ
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"