ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II • Православная Энциклопедия под редакцией ...

  061   062   063   064   065   066   067   068   069   070  071   072   073   074   075   076   077   078   079   080   081
В начало текстаВ конец текста
в ней - Сам Христос) Bonav. In Sent. IV 12. 2. 1. 1 (.)

В целом, Е. представляет собой самоумаление Христа, подобное воплощению (Ibid. 10. 2. 2) . Бонавентура неоднократно писал об «истинном Теле» (corpus verum или corpus secundum veritatem - Ibid. 10. 1. 1) . При этом он говорил об «истине знака» ( veritas signi - Ibid. 8. 1. 1 ) как промежуточной реальности между «образом» (figura) и «истиной» (veritas) . Тело Христово находится на алтаре «по истине и по своему естественному количеству» (secundum veritatem et secundum suam naturalem quantitatem) , оно является целым и совершенным в каждой частице и, «находясь на Небесах» (localiter in caelo) , оказывается «сакраментально во многих местах» (sacramentaliter in pluribus locis) , будучи едино повсюду. Присутствие Христа в Е. превосходит всякое человеческое понимание ( Ibid. 4. 10. 1. 2-5 ) . При пресуществлении форма и материя претерпевают «превращение в нечто лучшее» (in rem meliorem mutatio - Ibid. 4. 11. 1. 1-3, 5) .

Бонавентура указывал на различия между пресуществлением и творением мира, с одной стороны, и пресуществлением и Воплощением, с др. : в отличие от творения мира Тело Христово в Е. не творится из ничего; а в отличие от Воплощения оно остается неизменным ( Ibid. 4. 10. 2. 1. 1-2 ) . Те же соображения высказывал и Александр Гэльский († 1245) (Alex. Hal.)

Авторы 1-й пол. XIV в. (см. : Kilmartin. 1998. P. 158-168; Macy. 1994) . Доминиканец Иоанн Парижский (Квидор) (Ɨ 1306) , читавший лекции по «Сентенциям» и изначально разделявший учение Фомы Аквинского, размышляя над схоластической проблемой количества, в итоге выступил против Фомы, доказывая, что «хлебность» сохраняется в Дарах и после пресуществления, но «подлежащим» (suppositum) «хлебности» становится Христос. В составленном в 1304 г. «Определении об образе существования Тела Христова в таинстве» (Determinatio de modo existendi corpus Christi in sacramento) он писал о том, что после освящения «субстанция хлеба остается под своими акциденциями не в собственном подлежащем, но привлеченная к бытию и подлежащему Христа, чтобы, т. о., существовало единое подлежащее в двух природах, так что верно [говорить, что] субстанция хлеба остается под своими акциденциями в таинстве алтаря» (ut substantia panis maneat sub accidentibus suis, non in proprio supposito, sed tracta ad esse et suppositum Christi, ut sic sit unum suppositum in duabus naturis: et sic est verum substantiam panis manere sub suis accidentibus in sacramento altaris) . Поскольку богословие Е. у Иоанна Парижского было выстроено на аналогии с Боговоплощением, каждый Великий четверг и даже каждую мессу, по его мнению, можно считать «Праздником импанации (вохлебения) » (Dico quod imo sit festum de Impanatione, sicut in die Coenae) . При этом Иоанн утверждал, что именно это следует называть транссубстанциацией (Panis etiam est transsubstantiatus, vel conversus in corpus Christi) . Для рассмотрения учения Иоанна Парижского была собрана комиссия во главе с Эгидием Римским (Ɨ 1316) (сторонником идеи о единой субстанциальной форме Тела Христова и автором неск. сочинений о Е., из которых наиболее важными являются «50 теорем о Теле Христовом» и толкование на декрет Иннокентия III «Cum Marthae circa») , признавшая это учение еретическим. Иоанн обратился с апелляцией к папе, но умер, не дождавшись решения. Начиная с Иоанна Дунса Скота († 1308) , принадлежавшего к францисканскому ордену, ключевым аргументом в защите учения о пресуществлении становятся не столько схоластические рассуждения, сколько ссылка на авторитет офиц. церковных решений. В комментарии к «Сентенциям» (Opus Oxoniense) , написанном ок. 1306-1307 гг., Иоанн утверждал, что учение о реальном присутствии и транссубстанциации не выводится прямо из Свящ. Писания, но провозглашено соборно; поэтому, хотя доводы разума в пользу консубстанциации более весомы (Ioan. D. Scot. Opus Oxon. IV 11. 3. 9) , нужно принимать учение о пресуществлении, поскольку оно принято Церковью. Бог мог бы сделать так, чтобы Тело Христово пребывало вместе с хлебом, но это противоречило бы истине Е., т. к., несмотря на то что словам Писания о Е. теоретически можно было бы найти более простое объяснение, истинным является именно учение Церкви о пресуществлении, поскольку через Писание и Церковь говорит Один и Тот же Дух ( Ibid. 11. 3. 14-15 ) . В последующей традиции особое значение придавалось также рассуждению Иоанна Дунса Скота о том, что месса представляет собой репрезентацию крестной Жертвы, но при этом не равна ей (Idem. Quaest. quodlibet. 20) . У. Оккам († 1349) , францисканец, также принимал учение о пресуществлении на основании авторитета Церкви (Guillelmus de Ockham.)

Quaestiones in IV Sententiarum. 4. 6 C-E Idem. Opera philosophica et theologica Ed. R. Wood. N. Y., 1984. Vol. 7 (. В написанном ок. 1323 г.
  061   062   063   064   065   066   067   068   069   070  071   072   073   074   075   076   077   078   079   080   081
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

альбом архиерейское богослужение апреля 2013 литургию преждеосвященных даров совершил высокопреосвященнейший архиепископ арсений первый викарий святейшего патриарха московского всея руси | стихира-осмогласник неделю православия мон иоакима иоанна харсианита певческий сборник письма акакия халкеопулоса нач xvi athen bibl nat 917 fol 107 | свящ сергий булгаков среди преподавателей православного богословского ин-та прп сергия радонежского париже центре 1-го ряда фотография 30-е | энеолитический топорик превращенный подвеску изображением божией матери великой панагии первомч архидиак стефана раскопок территории киевского златоверхого мон-ря 1998 | свт иоасаф митр московский фрагмент росписи алтаря явления божией матери прп сергию радонежскому михеевской троице-сергиевой лавре 1842 поновление 1871 1947 |

Источник текста


Постоянная ссылка: ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера