> Дело дня: Помогите ребёнку <

Один час у Преподобного в Иудейской пустыне

 001   002
В начало текстаВ конец текста
Памяти этих известнейших и почитаемых святых совершаются одна за другой – 4 (17) , 5 (18) и 6 (19) декабря, – и народное сознание объединило их в некое подобие семьи, где за каждым закреплена определенная «функция». «О свв. Варваре, Савве и Николае, – пишет И. П. Калинский в предисловии к своему труду, – болгары замечают: “Варвара вари, Сава меси, а Никола яде”». (О, славянская простота! – замечу я в скобках) «4-й день – св. великомученицы Варвары, – пишет Калинский в разделе своей книги «Декемврий – студень, студный». – Предки наши почитали ее хранительницею от внезапной смерти (то есть, смерти без покаяния и Причащения. – Л. Н.) , и потому в Сказании, «коим святым каковыя благодати исцелений от Бога даны», ей назначается особая молитва по этому случаю. Основание для указанного верования относительно св. Варвары заключается в сказании о жизни ее». (Его легко может найти каждый.) Что до меня, то, находясь в том возрасте, когда заступничество св. Варвары особенно насущно, молюсь ей каждое утро.

Святая Великомученица Варвара Илиопольская (306) . «5-й день – св. Саввы Освященного, – читаем дальше. – День памяти этого угодника, или, как обыкновенно говорят, Саввин день, поселяне южной России считают довольно важным праздником и в этот день не берутся ни за какую работу. Таковое народное уважение ко дню св. Саввы объясняется тем, что простой народ здешний, по соседству дней памяти св. Саввы и св. Николая, считает Савву отцом весьма уважаемого повсюду на Руси Мирликийского чудотворца, несмотря на то, что св. Савва жил и действовал в VI в., а св. Николай Мирликийский в IV. Можно также думать, что особенное внимание ко дню св. Саввы в южной Руси есть остаток того почтения, каким он пользовался по своему значению для русского подвижничества».

Отдав дань своеобразной народной трактовке, обратимся к последнему объяснению как наиболее уместному в день почитания памяти преп. Саввы Освященного.

Преподобный Савва Освященный (439–532) Чуть больше года назад я побывала в основанной преподобным Саввой Лавре. Было это 5 ноября 2010 года, на пятый день пребывания нашей паломнической группы на Святой Земле. И так и хочется сказать, от бедности языка человеческого: «Это был удивительный день... » Как будто хоть какой-то из тех десяти дней мог быть не удивительным! И все же: весь день, с утра, – в Хевроне (Махпела – Могила Святых Праотец, Гробница Авраама, Дуб Авраамов, Поле Пастухов...) , а уже под вечер, около 16 часов, – Лавра преп. Саввы Освященного... Час спустя – снова в путь, к Киновии св. Феодосия Великого, оттуда – в великий Вифлеемский Храм Рождества Христова...

Поскольку, как сказано в одном источнике, «женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются», то и я могла видеть и снимать лишь то, что было доступно глазу снаружи. Но я помнила, что дома меня ждет прекрасный Православный календарь на 2010 год «Святыни Святой Земли» (составленный монахиней Иулианией) Самсоновой (, издательство Саратовской епархии) , который я изучила вдоль и поперек перед и после путешествия на Святую Землю в 2009-м, и что там очень подробно рассказано о преп. Савве и его Лавре. К нему я и обратилась снова спустя неделю после возвращения, в день памяти святого. И обратилась сейчас. Вот некоторые, наиболее интересные, выдержки оттуда (в сопровождении моих фотографий, по которым особенно советую путешествовать в увеличенном режиме, тогда будут видны детали, скрадываемые ослепительным солнцем) : Лавра святого Саввы Освященного лежит на юго-восток от Иерусалима в 17 км от него, в «юдоли плачевной », то есть в продолжении Кедронской долины, которую бывший поток прорыл вплоть до Мертвого моря...

Она не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник во Святую Землю считает долгом ее посетить, ибо это – живой памятник древнего христианского благочестия, процветавшего в мире в V и VI вв. нашей истории.

В те времена вся окрестная пустыня и прилегающие горы были населены монашествующими, имена которых просияли по вселенной: прпп. Харитон Исповедник, Евфимий, Феоктист, Герасим, Феодосий Великий, Кириак и другие.

Они и их ученики основали свои Лавры и монастыри по всем окрестностям Иерусалима. ... С веками оскудевало это благочестие, а к XVI в., по выражению одного историка, «увял окончательно этот Духовный луг; исчезли цветы, а в глухой и немой пустыне поросли травой забвения и сами следы прежних высоких подвигов».

А Лавра прп. Саввы Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, претерпев немало испытаний за свое длительное существование, и стоит, как цитадель векового Православия, в своей дикой библейской «юдоли.

 001   002
В начало текстаВ конец текста

  • Источник текста

    Вам может быть интересно:

    великомученица варвара мученица иулиания илиопольская | архиепископом тираспольским дубоссарским саввой | великомученица варвара илиопольская | великомученица варвара илиопольская мученица иулиания илиопольская | варвара илиопольская великомученица |
    Постоянная ссылка: Один час у Преподобного в Иудейской пустыне
    > Дело дня: Помогите ребёнку <
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера