Очерки жизни православного народа в годы гонений

  001   002   003   004   005   006  007   008
В начало текстаВ конец текста


Священник Владимир Амбарцумов прикреплял своих более состоятельных духовных чад к семьям репрессированного духовенства. Были установлены суммы и сроки, в которые должна была поставляться помощь. Сроки не могли увеличиваться, суммы — сокращаться: семьи репрессированных должны были планировать свои расходы и быть спокойными, что помощь в таком-то объеме и в такой-то день придет. О. Владимир также организовал поиск семей репрессированных священников 22. Кстати, на такую помощь жила семья о. Михаила Соловьева (будущего архиепископа Тихвинского Мелитона) и многих других. Между некоторыми семьями так установились дружеские отношения на несколько поколений и даже родственные связи.

Некоторые приобретали по особым “литерным” карточкам и ордерам одежду и обувь для детей священников. Так, в частности, использовались промтоварные карточки и талоны академика Д. И. Прянишникова, семья которого “отоваривалась” по литеру А; был также литер Б, а потом — карточки, талоны и ордера для разных слоев народа и ничего — для лишенцев.

Каждый день доля “карточного” хлеба отделялась для лишенца. Я знаю пожилую женщину, дочь священника, которая в детстве не знала вкуса свежего хлеба.

Помню сцену поздним вечером дома: отец засовывает в сумку буханку хлеба. Я догадываюсь, что хлеб он везет Надеждиным, отец которых, о. Василий, погиб в лагере, а мать сидит в Бутырке.

Мать спрашивает отца с тревогой: — А ты, Саша, не боишься? Тебе может сильно попасть за то, что возишь хлеб.

Я догадываюсь, что отец что-то подвирает бабушке. Конечно, закона, запрещающего возить кому-то хлеб, не было, но были разнообразные виды преследования за помощь попам, кулакам и прочему “отребью проклятого мира”.

Перепись населения, назначенная Сталиным на 7 января 1937 г., в день праздника Рождества Христова, должна была показать, что советский народ освободился от “религиозного дурмана”. Сталин лично вписал в проект анкеты переписи вопрос об отношении к религии. Многие из опрошенных признали себя верующими. Некоторые из работников переписи считали, что таковых было процентов 50, если не больше. В статистических цифрах идеологическая победа оказалась не выраженной. Данные этой переписи не были опубликованы, результаты ее были признаны вредительскими, а руководители ее были объявлены “врагами народа”. В повторной переписи 1939 г. вопрос об отношении к религии не ставился.

В одном из районов Поволжья множество комсомольцев признало себя верующими. Местные власти потребовали представить им для просмотра все анкеты. Но уполномоченный по проведению переписи в данном регионе 23 срочно отправил все анкеты в Центр, на счетную фабрику, откуда их извлечь было практически невозможно. Так значительное количество исповедовавших свою веру было спасено от проработки партийными и государственными органами и от репрессий.

Сейчас все дозволено, все позволительно. Появляется надеяние на самого себя, а не на Бога. Если раньше Церковь пытались ликвидировать путем явных гонений, то теперь самыми разнообразными способами пытаются убить в верующих чувство благоговения. Это и совместная продажа на уличных книжных лотках духовной литературы и откровенной порнографии, это и нашествие на Россию рационалистических сект, оккультизма и мистики Востока, разговоры о единой всемирной религии и религии без Христа и личностного Бога, это соблазны материальными радостями мира сего. Но как только мы потеряем благоговение, хотя бы в зачаточном его состоянии, утратим стремление к стяжанию Духа Святого, мы перестанем быть православными, перестанем быть членами Церкви. “Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут”, — пишет ап. Иаков ( Иак 2: 19 ) . Значит, вера бывает разная. “Мало быть верующим, надо быть воцерковленным”, — подчеркивал архиепископ Мелитон, принявший священнический сан в 1921 г. и скончавшийся в 1986 г.

Имея столько Божиих заступников за нас — всех святых, в земле Российской просиявших, и имея исторический опыт Святой Православной Церкви, нам следует не предаваться унынию и духовной панике, а надеяться на милосердие Божие, сохраняя чистоту веры и благоговение, тогда врата адовы не одолеют нашу Русскую Православную Церковь, чадами которой мы все являемся. Сохранять верность ей — необходимое условие нашего спасения. Без Церкви нет христианства.

1 Петровские реформы, направленные на огосударствление Церкви, на ее секуляризацию, превращение в один из органов государственной власти, находящийся в непосредственном подчинении императору, осуществлялись епископом Псковским (затем — архиепископом Новгородским) Феофаном ( Прокоповичем; 1681–1736 ) ; именно он явился составителем “Духовного регламента”, определившего порядок коллегиального управления Церковью. — Ред. 2 Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Изд. 3-е. Киев, 1913, с. 1068 слл.

4 Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. 4, с. 295. 5 Регельсон Л. Церковь в истории России Путь Православия. 1993, № 2, с. 125.
  001   002   003   004   005   006  007   008
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иоаким архиеп ростовский ярославский портрет 1990 архиерейская резиденция астрахань | уход пожилыми людьми инвалидами регионам выделили 295 млн рублей | прор исаия молении персонификациями ночи зари миниатюра парижской псалтири paris 139 fol 435v | интерьер санта-сабина риме между 422 432 | праотец авраам пророки моисей царь давид пророки иеремия исаия роспись святых кирилла мефодия праге 1947–1955 мастер инокиня иоанна рейтлингер рейтлинге |

Источник текста


Постоянная ссылка: Очерки жизни православного народа в годы гонений
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера