Введение в Ветхий Завет, Отдел 9 - читать, скачать - профессор Павел ...

  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029  030   031   032   033   034   035   036   037   038   039   040
В начало текстаВ конец текста


Книга пророка Иоиля Второе место в ряду писаний малых пророков занимает книга пророка Иоиля. Так как пророк Иоиль в своей книге не определяет времени своего служения, лишь замечая, что его отца звали Вафуилом ( Иоил. 1: 1 ) , то вопрос о времени жизни Иоиля вызывает много споров. Так, на основании довольно употребительного имени Иоиля ( 1Цар. 8: 2; 1Пар. 5: 4, 8; 6: 36 ) , делались разные древние предположения о времени и месте его жительства (Epiphanius. De vita prophetarum) , оставляемые в новое время без повторения. Точно также оставляется ныне без повторения предположение древних богословов (Кирилла Александрийского и бл. Феодорита, позднее – Н. Лиры) , что Иоиль проходил свое служение в израильском царстве. Частое упоминание о близкой к нему и его слушателям Сионской горе ( Иоил. 2: 1, 15, 32 ) , Иерусалимском храме ( 2: 17; 3: 18 ) , жертвах и молитве в нем ( 1: 9; 2: 14, 17 ) ; постоянное обращение к сынам Сиона ( 2: 23 ) , Иудеи и Иерусалима ( 3: 1; 6: 8 ) , неоспоримо убеждают в том, что Иоиль проходил свое служение в иудейском царстве и даже преимущественно в Иерусалиме.

По содержанию речей пророка Иоиля, время его жизни у исследователей колебалось на очень значительном протяжении: с царствования Ровоама (980 г.) до эпохи Неемии (430 г. до Р. Х.) . Соответственно помещению его книги среди писаний малых пророков, между книгами Осии и Амоса – древнейших пророков: также соответственно нравственному состоянию жителей иудейского царства, не отличавшихся пороками позднейшей эпохи – Софонии и Иеремии, – можно считать Иоиля одним из древних пророков. С другой стороны, упоминание о храме и нормальном характере богослужения в нем, свойственном древнему времени – до Исайи ( ср. Ис. 1: 12–15 ) , и вообще о нормальном строе жизни еврейского народа, не вызывавшем горьких упреков и укоризн со стороны пророка, – свидетельствует о древности его. Такое «нормальное» течение жизни было при царе Иоасе, в первую половину его правления до смерти первосвященника Иоддая ( 4Цар. 12: 1–16; 2Пар. 24: 1–15 ) . Этой же эпохе соответствуют указания пророка на политические международные отношения. Он упоминает о древних иноземных народах: тирянах, сидонянах, филистимлянах ( Иоил. 3: 4 ) , савеянах ( 3: 8 ) , входивших в столкновение с евреями задолго до вавилонского плена. Не упоминает о сирийцах, которые во второй половине правления Иоаса взяли и ограбили Иерусалим ( 2Пар. 24: 17–36 ) . Все это приводит к первой половине эпохи Иоаса, около 877–857 гг. до Р. Х.

Правда, в новой критической литературе возникала мысль о позднейшем послепленном времени жизни пророка и происхождении всей книги Иоиля, но и она, хотя была распространенна, но далеко не единогласно принималась. Особенно смущало критиков упоминание о врагах иудеев: тирянах, сидонянах, филистимлянах ( Иоил. 3: 4 ) , – очень несоответствующее послепленной эпохе. К сему нужно добавить и чистоту языка, чисто древний еврейский колорит языка книги Иоиля, вполне отличный от арамеизированного языка послепленных писателей. Вообще, изложив и разобрав разные гипотезы в этом направлении, сочувствующий критицизму Баудиссин замечает, что книгу Иоиля нужно отнести к VIII веку до Р. Х. Этой цитатой можем ограничиться в настоящем вопросе, как «последним словом» критической литературы.

По содержанию книга Иоиля вполне естественно разделяется на две части: историческую, в коей описывается современное пророку бедствие, налет саранчи, всеобщее опустошение, и излагается призыв пророка ко всеобщему покаянию ( Иоил. 1: 2–2: 17 ) , и пророческую, в коей возвещается излияние даров Св. Духа, суд Божий и спасение людей ( Иоил. 2: 18–3: 21 ) . Обе эти части соединены теснейшей внутренней связью, как причина со следствием. Сущность ее выражена в Иоил. 2: 18: и возревнует Господь о Своей земле и сжалится над Своим народом и Господь ответит и скажет. – Таким образом, будущие благодатные дары, возвещаемые во второй части, поставляются в зависимость от народного покаяния, излагаемого в первой части.

В виду указанной тесной логической связи в речах Иоиля, не могло возникать серьезных сомнений в критической литературе о единстве книги Иоиля и ими западные апологетические исагогические системы не занимаются. В новейшей эволюционной критической литературе также, если и возникали подобные сомнения, то были единичны и нераспространенны. О каноническом достоинстве книги Иоиля, кроме вышеуказанного общего упоминания о малых пророках, следует привести следующие новозаветные свидетельства: сие есть реченное пророком Иоилем: и будет в последняя дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша, и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят, ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего и прорекут… ( Деян. 2: 16–21 ­­ Иоил. 2: 28–32 ) . Апостол Павел приводит слова пророчества Иоиля: всяк, иже призовет имя Господне, спасется ( Рим. 10 ­­ Иоил. 2: 32 ) .
  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029  030   031   032   033   034   035   036   037   038   039   040
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

пророчество иезекииля падении иерусалима миниатюра книги пророков 1888 ргб 242 187 255 | книга пророка михея micah book | книга пророка аггея haggai book | книга пророка софонии zephaniah book | книга пророка наума nahum book |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Введение в Ветхий Завет, Отдел 9 - читать, скачать - профессор Павел Александрович Юнгеров
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера