Источник текста

Кто совершеннее: ангелы или люди?


Второе воскресенье Великого поста (27 марта в 2016 году) и следующая за ним 3-я седмица (по 2 апреля включительно) посвящены памяти византийского иерарха и богослова святителя Григория Палам

ы (1296–1359) , архиепископа Фессалоник и йского (Солунского) . Назвав его именем следующий за «Неделей Торжества Православия» календарный период, Православная Церковь засвидетельствовала тем самым высшую ценность и отличительную особенность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное философское завершение. Эта одна из утончённейших форм христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исих а зм» (от греческого исихиа – «покой», «безмолвие») , или, в честь его систематизатора, – «палам и зм». «Умное делание» и духовное созерцание исихастов резко отличалось от чисто умозрительного философского («рационалистического») созерцания. Здесь – не пассивное или высокомерное, но деятельное и творческое созерцание, в процессе которого отдавшийся ему человек переформировывает сам себя, становясь на путь бесконечного духовно-нравственного совершенствования. Достигший высокой стадии просветления человек преображается, становясь проводником зримых божественных энергий, или «фаворского света». Это значит, что в высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует и его тело. Именно телесность, – утверждает святитель Григорий Палама, – даёт человеку преимущество [] перед бестелесными ангелами! Отсюда и предельно высокая оценка телесной стороны человеческого бытия (и человеческой культуры в целом) , резко отличающая истинное Христианство – как религию Боговоплощения и Вочеловечения! – от различных псевдоаскетических («скопческих») течений и тупиковых мистических традиций «развоплощения» и «угасания» (нирваны) .

Неудивительно, что исихазм оказывается в центре культуры Православия, а его тесная связь с эстетической сферой хорошо знакома нам не только по византийским образцам. Исихастами были преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и многие другие. Нить исихастской традиции протянулась вплоть до святого Серафима Саровского, и мы не можем утверждать, что она оборвалась после него. Византийская эстетика исихазма после падения Византии многие столетия питала духовную культуру православных стран, и уже в XX веке выдающиеся российские мыслители священник Павел Флоренский и протоиерей Сергий Булгаков пытались решить сформулированные ей задачи.

Литература по теме «Исихазм» огромна; из российских авторов наибольший вклад в её изучение внесли архиепископ Василий (Кривошеин) , протоиерей Иоанн Мейендорф, А. С. Позов, С. Аверинцев, Г. М. Прохоров. [] Примечание.

Смотрите ниже апостольское литургийное чтение. Обратим внимание на то, что в заключительной – «ходатайственной» (intercessiones) – молитве Анафоры на Литургии после «сугубого» поминовения Богородицы («Изрядно о Пресвятей…! ») священник поминает «всех и вся», начиная с Иоанна Предтечи («О свят е м Иоанне Пророце…») , – усопших и живых (у Бога все живы) , то есть всю Церковь. Ангелы в этот ряд не входят. Очевидно, этим подчёркивается, что они уже раз и навсегда сделали свой выбор, и молитвы Церкви изменить их состояние не могут. Но интересно, что неправомочное с современной богословской точки зрения евхаристическое поминовение небесных сил встречается в целом ряде византийских Евхологиев и древнеруcских Служебников. Например, в древнейшем сохранившемся русском Служебнике («Преподобного Варлаама Хутынского», ГИМ, Син. 604 343, конец XII – начало XIII в.) читается: « Поп молитву таи.

Святых и небесных сил, святаго и славьнаго пророка и предтечю Хрестителя (так в рукописи! – Ю. Р.) Иоана, и святых и прехвалных апостол... » (л. 15) . См. посвященную этому вопросу важную в источниковедческом аспекте работу: Муретов С. О поминовении бесплотных сил на проскомидии. М., 1897. Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия Кондак святому Григорию Паламе Сегодня мы единодушно воспеваем тебя, о Григорий Богоглаг о льник (Проповедавший о Боге) , как священного и божественного певца, как светлую трубу богословия. И ты, свой ум к Первому Уму представивший, направь же и наш ум к Нему. Потому мы и призываем тебя: «Радуйся, проповедник благодати! » Апостольское чтение ( Евр. 1: 10 – 2: 3. – Зачало 304 ) [Превосходство людей над ангелами] «В начале, Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, Ты же пребудешь вечно; и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернёшь их; и будут изменены; но Ты – один и тот же, и годы (лета) Твои не кончатся (не исчезнут) » ( Пс. 101: 26-28 ) . Более того, разве когда-нибудь сказал Он [Бог] кому-то из ангелов: «Сядь справа от Меня, пока Я не положу врагов Твоих как подножие ног Твоих»?! ( Пс. 109: 1 ) Разве не все они – служебные духи, посылаемые на подмогу готовящимся унаследовать спасение?!

Поэтому мы должны крепко держаться слышанного, чтобы не унесло нас течением. Ведь если сказанное через ангелов слово (ветхозаветного Закона) оказалось твёрдым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, – то как же мы (люди Нового Завета) можем избежать (наказания) , не заботясь о величайшем спасении, которое было сначала проповедано Господом, а в нас утверждено слышавшими от Него (учениками) ?

Краткий комментарий к апостольскому чтению. Если раньше кара тяготела над ослушниками «ветхого» (то есть «устаревшего» и отменённого для христиан) Моисеева Закона, возвещённого, согласно иудейской традиции, через ангелов, – то сколь же страшнее отпадение от Нового Союза (Завета) , заключенного навсегда со всем человечеством Самим Сыном Божиим! Сын Божий превосходит ангелов не только тем, что Он – Бог, но и тем, что, будучи совершенным Богом, Он стал через воплощение совершенным Человеком. Ведь не кто-либо из верховных ангелов и даже не всё ангельское собрание, но именно слабый земной человек был определён любящим Богом стать одновременно и целью, и средством спасения всей Вселенной! Далее автор Послания к Евреям говорит, что не ангелам, но именно человеку подчинил Бог будущую преображённую Вселенную, как об этом в пророческом восторге возвещал боговдохновенный Псалмопевец (Пс.)

8: 5-7 (. Ум а лив Себя перед лицом ангелов в вочеловечении, – когда человек был подвержен греху и смерти, и освободив его из этого рабства Своей смертью и воскресением, – Иисус Христос был увенчан Отцом славой и честью. Он победил «смертью смерть»; Он – Вождь нашего спасения, посвящённый на это служение Своим Отцом через страдания. Через это прославленный Богочеловек привёл во славу весь восстановленный Им в изначальном достоинстве род человеческий.)


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Преподобный Дамиан Сирийский, пустынник | Преподобные пустынники Сирийские: Преподобные Иоанн Антиох | Преподобные Зевин, Полихроний, Моисей | Преподобные Антонин, Моисей | Священномученик Алексий Никольский, пресвитер | 9 марта 2015 - Православный Церковный календарь | Священномученик Поликарп Смирнский, епископ | Священномученик Николай Дмитров, пресвитер | Кто совершеннее: ангелы или люди? | Священномученик Михаил Ражкин, пресвитер | Преподобный Поликарп Брянский, игумен | 8 марта 2015 - Богослужебные указания | Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских |
Кто совершеннее: ангелы или люди? ... Литература по теме «Исихазм» огромна; из российских авторов наибольший вклад в её изучение внесли архиепископ Василий (Кривошеин) , протоиерей Иоанн Мейендорф, А. С. Позов, С. Аверинцев, Г. М. Прохоров. [] Примечание. Смотрите ниже апостольское литургийное чтение. Обратим внимание на то, что в заключительной – «ходатайственной» (intercessiones) – молитве Анафоры на Литургии после «сугубого» поминовения Богородицы («Изрядно о Пресвятей…! ») священник поминает «всех и вся», начиная с Иоанна Предтечи («О свят е м Иоанне Пророце…») , – усопших и живых (у Бога все живы) , то есть всю Церковь. Ангелы в этот ряд не входят. Очевидно, этим подчёркивается, что они уже раз и навсегда сделали свой выбор, и молитвы Церкви изменить их состояние не могут. Но интересно, что неправомочное с современной богословской точки зрения евхаристическое поминовение небесных сил встречается в целом ряде византийских Евхологиев и древнеруcских Служебников. Например, в древнейшем сохранившемся русском Служебнике («Преподобного Варлаама Хутынского», ГИМ, Син. 604 343, конец XII – начало XIII в.) читается: « Поп молитву таи. Святых и небесных сил, святаго и славьнаго пророка и предтечю Хрестителя (так в руко ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: a href = ...