Записки о Литургии и Церкви | Катехео

  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027  028   029   030   031   032   033   034   035
В начало текстаВ конец текста
Впрочем, мы приобщаемся четыре раза каждую неделю... А что нимало не опасно, если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принять причастие собственною своею рукою, излишним было бы это и доказывать... Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя причащают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет причастие у себя в доме и сам собою приобщается, когда хочет. Ибо, когда иерей единожды (однажды. — С. Ф.) совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и освящается от самого преподавшего» [182].

Св. Кирилл Иерусалимский (тоже IV век) так описывает момент причащения в храме. «При пении стиха " Вкусите и видите, яко благ Господь " верные подходят к святому жертвеннику Божию и принимают Тело Христово в руки, сложив правую ладонь на левую, как бы престол для Царя, и говорят " аминь " . Потом причащаются Крови Господней, также со словом " аминь " » [183]. «Когда принимаешь Животворящие Тайны... — пишет прот. Иоанн Кронштадтский, — сделай на них мысленное надписание " Иисус Христос " и с этим мысленным надписанием... препроводи умственно до глубины сердца и там мысленно положи животворящего Гостя» [184].

Иногда во время причастия мы слышим, что священник произносит слова из таинственного явления пророку Исайе, когда серафим коснулся его уст горящим углем: «Се прикоснуся устнам твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твоя очистит», «Божественнаго угля причастимся, яко да огнь сущия в нас любве, по приятии угля горящаго, грехи наши попалит» (св. Иоанн Дамаскин) [185]. Глава 18 После причащения всех чаша относится в алтарь, на престол, и к нам оттуда доносятся теперь пасхальные песнопения, читаемые священником: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу... »; «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия... Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о возстании Рождества Твоего (т. е. Рожденного от Тебя. — С. Ф.) »; «О, Пасха велия и священнейшая Христе! О, мудросте и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего». И среди благовеста этих пасхальных слов священник опускает в чашу, т. е. в Святую Кровь, частицы, вынутые из просфор за живых и умерших, со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Вынутые частицы — это люди, имена которых произносились при вынимании этих частиц, и они погружаются в Божественную Кровь, в нетленную жизнь Христову. Это «Пасха нетления» и «пир веры». В пасхальную ночь мы слышали слово Златоуста: «Все насладитеся пира веры, все приимите богатство благости! » Это и есть Церковь Тела Его, «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1 Тим. 3, 15 ) .

Бог стал человеком, чтобы человек в таинстве Церкви начал свое соединение со своим Владыкой. Бог «всецело изменяет получившего Таинство (причащения. — С. Ф.) », пишет митр. Николай Кавасила, «и преобразует в собственное свойство, и персть (человеческая. — С. Ф.) , приняв царский вид, бывает уже не перстью, но Телом Царя» [186]. Причащаясь, говорит он же, мы «Самое Солнце принимаем в свои душей» [187], «После Евхаристии нет уже ничего такого, к чему нам надо еще стремиться» [188]. «Для того пришел Он на землю, принес Себя в жертву и умер, — пишет он же, — для того алтари и священники, и всякое очищение и все заповеди, и наставления и увещания, чтобы предложить нам сию Трапезу» [189].

Церковь и литургия как Церковь есть цель Домостроительства Божия. Вот почему, как сказал Иоанн Златоуст, «... для Бога Церковь вожделеннее неба. Небесного тела не принял Он, а плоть Церкви принял. Небо для Церкви, а не Церковь для неба» [190]. И в другом месте: «Ради... Церкви небо простерто... земля основана, рай насажден» [191]. Эти слова в точности повторяют св. Ермы: «... для нея (Церкви Божией. — Ред.) сотворен мир» [192]. После Голгофы и Воскресения Христова человек стал на большей высоте, чем был при сотворении мира, так как он теперь во Христе «возведен на небо небес» (преп. Симеон Новый Богослов) . «Много лучше стяжал Он, нас наследствуя (как Сын Человеческий. — С. Ф.) , нежели имел прежде, произведши в бытие. По творению бо вещества (Он. — С. Ф.) просто державствует над человеки, по наследию же (Своего воплощения в человечество. С. Ф.) учинился разума и воли нашей Владыкою, что есть истинное Господство над человеки; а оное (т. е. по созданию) есть общее нам с бессловесными (творениями) ...
  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027  028   029   030   031   032   033   034   035
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

светлое явное нисхождение божие людям должно иметь радостное начало вводящее нам великий дар спасения таков есть настоящий праздник имеющий началом рождество богородицы концом соединение слова плотью это славнейшее всех чудес непрестанно возвещаемое | собор архистратига михаила прочих небесных сил бесплотных архангелов гавриила рафаила уриила селафиила иегудиила варахиила иеремиила | видение небесного престола миниатюра апокалипсиса толкованиями андрея кесарийского 1799 ргб 247 802 | видение святых сидящих небесных престолах сторонам христа миниатюра апокалипсиса толкованиями андрея кесарийского москва 20-е xvii ргб 173 | господь вседержитель окружении небесных сил роспись лити кафоликона мон-ря дохиар афоне 1568 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Записки о Литургии и Церкви | Катехео
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера