Источник текста

Святители (часть 1) | «Закон Божий»


Архиепископ Сергий (Королев) Среди всех прославленных угодников Божиих святители — это чин святых высшей степени священства — архиереев.

Архиерей — это предстоятель церковной общины. В переводе с греческого это значит “старший священник”, “начальник священников”.

Архиерей или епископ возглавляет общину во всей ее духовной жизни, являет своей церкви образ Божий, символизируя Христа во время богослужения.

Подтверждением этому служит почитание самого известного святителя в православном мире — святого Николая архиепископа Мир Ликийских, небольшого города в Малой Азии. Помощь от Бога, посылаемая по молитвам этого величайшего святого, всегда приходила всем, кто обращался к нему с глубокой верой и надеждой.

В истории Церкви немало святителей, просиявших среди своих современников глубокой верой и благочестивой жизнью.

Но только трем святителям присвоен редкий титул вселенских учителей Церкви — это святитель Иоанн Златоуст и его старшие современники — Василий Великий и Григорий Богослов — учителя всей христианской Церкви.

Во времена зарождения догматического учения Церкви Римская Империя была ареной столкновения христианской и языческой традиций. Это была эпоха поисков духовного идеала, богословских споров, еретических заблуждений и крайностей. Именно в это непростое время пришлось проповедовать трем святителям христианские догматы и создавать верное учение, которое впоследствии будет утверждено на Вселенских Соборах.

Святителю Иоанну народ дал редкое звание Златоуста спустя два столетия со дня его блаженной кончины. А в седьмом веке этот почетный титул сделался неотделимым от его имени, с ним он вошел в историю как Иоанн Златоуст.

Талантливый и блестящий оратор, он грозно обличал пороки современного общества и требовал особенной чистоты нравов. Этим он вооружил против себя многих вельмож, и особенно императрицу. Его оклеветали и отправили в ссылку сначала в Армению, а затем в Абхазию. Не добравшись до места ссылки Святитель скончался со словами “Слава Богу за все”.

Его старший современник Василий, архиепископ Кесарийский прославился неустанной борьбой за чистоту православного учения.

В течение своего святительства он неутомимо проповедовал слово Божие и ревностно защищал Православную Церковь от еретического учения Ария. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как “слава и красота Церкви”, “светило и око вселенной”.

Во время божественной Литургии верующие вспоминают двух Святителей — Иоанна Златоуста и Василия Великого, как составителей чина главной службы православной Церкви.

Первоначально Литургия была составлена апостолом Иаковом, первым Иерусалимским Патриархом, и была она весьма продолжительной. В IV столетии святитель Василий Великий несколько сократил её. В таком порядке Литургия совершается сейчас в воскресные дни Великого поста и в некоторые праздники.

Немного лет спустя святитель Иоанн Златоуст еще сократил последование Литургии. Совершенство молитв этого чина достигло высшей степени, какая только доступна человечеству. Чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста не менялось до сегодняшнего дня.

Святитель Григорий Богослов был совоспитаником и сподвижником святого Василия Великого. Рукоположенный своим великим другом во епископа, он был призван в Константинополь, где церковь была в самом бедственном положении — все храмы были заняты последователями еретика Ария и его учеников. Святитель Григорий устроил православный храм в доме своих родственников, где проходили службы и проповеди архиепископа.

После созыва Второго Вселенского Собора, который возглавлял святитель Григорий, были отвергнуты еретические учения, и окончательно утвержден Символ веры — главное исповедание христианской Церкви. Пять слов о Боге-Слове, произнесенные им в Константинополе против ариан, доставили святителю Григорию имя Богослова и вселенского учителя.

Память каждого из трех Святителей стала праздноваться после их кончины. Но их общий праздник был установлен спустя шесть веков.

В 11-ом веке в Константинополе, столице Византийской Империи возник спор: кто из трех вселенских святителей выше достоинством, и кого из них стоит больше почитать. По воле Божией эти споры прекратились, когда святому епископу Иоанну Мавроподу явились три Святителя: “Объяви, чтобы христиане оставили спор. Мы как во время жизни старались о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия…”.

Вселенские учителя и святители объявили Иоанну о своем равенстве перед Богом и повелели установить общий день их памяти. Это повеление было исполнено и общее празднование стало именоваться Собором трех Святителей.

Святые — это врачи, неусыпно пекущиеся о нашем здравии, потому что в себе имеют духовное врачевство, исцеляющее душу и тело.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

О паломничестве | «Закон Божий» | Десять Заповедей Божиих | «Закон Божий» | О Боге | «Закон Божий» | Подготовка к Великому посту | «Закон Божий» | Праздник Святой Троицы. Пятидесятница | «Закон Божий» | Недельный круг церковных богослужений | «Закон Божий» | Таинство Священства | «Закон Божий» | Таинство Елеосвящения | «Закон Божий» | Символ Веры. О первой части Символа Веры | «Закон Божий» | Беседа о второй части Символа Веры | «Закон Божий» | Благоверный князь Дмитрий Донской | «Закон Божий» | Храм и его устройство. Часть 4 | «Закон Божий» | Божий мир и Божественное откровение | «Закон Божий» | Годовой круг богослужений | «Закон Божий» | Чудотворные иконы Божией Матери. Часть 1 | «Закон Божий» | Храм и его устройство. Часть 2 | «Закон Божий» | Великая пятница | «Закон Божий» | О святых иконах | «Закон Божий» | Беседа о четвертой части Символа Веры | «Закон Божий» | Беседа о девятой части Символа Веры | «Закон Божий» | О мире | «Закон Божий» | Канон преп. Андрея Критского | «Закон Божий» | Благоверные | «Закон Божий» | Праздник Рождества Христова | «Закон Божий» | Равноапостольные | «Закон Божий» | О спасении | «Закон Божий» | Святая благоверная княгиня Анна Кашинская | «Закон Божий» | Патриарх – глава Церкви | «Закон Божий» | Святые Борис и Глеб | «Закон Божий» | Великая суббота. Схождение Благодатного огня | «Закон Божий» | О заповедях Божиих | «Закон Божий» | Храм и его устройство. Часть 1 | «Закон Божий» | Монашество | «Закон Божий» | Храм и его устройство. Часть 3 | «Закон Божий» | Житие св. Александра Невского | «Закон Божий» | Священное Предание | «Закон Божий» | Преподобный Антоний Печерский | «Закон Божий» | О добродетелях. Вера, надежда, любовь | «Закон Божий» | Беседа о десятой части Символа Веры | «Закон Божий» | Облачения священнослужителей | «Закон Божий» | Суточный круг церковных богослужений | «Закон Божий» | Отпевание и погребение по христианскому обычаю | «Закон Божий» | О добродетелях. Духовная нищета | «Закон Божий» | Святители (часть 1) | «Закон Божий» | Священнослужители и помогающие им | «Закон Божий» |

Постоянная ссылка: Святители (часть 1) | «Закон Божий»
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"