Агиология, Тема 4. Преподобные - читать, скачать - Е.Н. Никулина

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
В душевном делании инока свт. Игнатий 375 выделяет несколько составляющих: – деятельное изучение евангельских заповедей и творений святых отцов (главы 1–4, 9–10) ; – смирение и любовь к ближнему (главы 15–16) ; – молитва келейная и молитва Иисусова (главы 17–26) ; – богомыслие и памятование о смерти (главы 27–28) ; – терпение скорбей (главы 29–33) ; – трезвение (глава 34) ; – борьба с падшими духами (главы 43–48) ; – покаяние (глава 50) . .

Правильная внутренняя жизнь подвижника начинается с изучения Евангелия и его реализа ц ии в своей жизни. Это основа душевного делания. В древности монашество называлось евангельским жительством 376. «Истинное христианство и истинное монашество заключаются в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность» 377. Непрестанное изучение Евангелия насаждает в душе инока добродетели, на которых основывается вся монашеская жизнь: веру, надежду на Бога, смирение, кротость, послушание, сердечное покаяние, рассудительность, равную ко всем ближним любовь, всесовершенную любовь к Богу и многие, многие другие добродетели 378. Подвижник, чья духовная жизнь всецело основана на Евангелии, не может потерпеть никакого крушения, так как Евангелие запечатлено в его уме и сердце и является мерилом всех его мыслей, слов и поступков 379. Для правильного понимания Евангелия и исполнения его заповедей иноку необходимо прибегать к чтению святоотеческих творений.

В чтении следует проявлять должное благоразумие: читать сочинения, которые соответствуют образу жизни подвижника (живущим в общежитии – творения общего характера, подвизающимся в уединении – сочинения, написанные для отшельников и безмолвников) 380. Главный подвиг преподобных отцов – молитва. Началом истинной молитвы являются смирение перед ближним и любовь к ближнему.

Эти добродетели неотделимы друг от друга: любовь к ближнему рождается из смирения перед ним и сопутствуется смирением 381. Смирение и любовь приносят в сердце умиление и покаяние, уничтожают гордость, гнев и памятозлобие, делающие молитву бесплодной 382. Молитва, соединенная с известным числом поклонов, составляет келейное правило подвижника. Основная цель молитвенного правила заключается в том, чтобы доставить душе молящегося правильные, святые и богоугодные мысли и чувствования, которых у него недостает 383. Общий устав для молитвенного правила заключается в том, чтобы оно не превышало сил подвижника, не расстраивало его здоровья. При этом подвижник акцентирует свое внимание не на количестве прочитанного, а на том, чтобы прочитанное оставило в его душе свой след 384. В молитве особую роль играет внимание. Внимательная молитва является плодом тяжелого труда инока, когда он в течение многих лет понуждает себя к вниманию. За этот духовный труд Господь в известное одному Ему время дарует подвижнику непоколебимое внимание в молитве. Внимательная молитва, в свою очередь, может перейти в молитву постоянную, возводящую подвизающегося к высоким ступеням духовного преуспевания. Непрестанная молитва делает подвижника способным к принятию различных Даров Святого Духа 385. Собственно молитвою святые отцы называют молитву Иисусову.

Ее отличие от других молитв состоит в том, что при молитве Иисусовой ум подвижника сосредоточивается в одну мысль: в мысль о помиловании грешника Иисусом Христом. Сама молитва разделяется на два вида: устную и умную. Подвижник переходит от внимательной устной молитвы к умной сам собою, по особому Промыслу Божию 386. Истинная Иисусова молитва есть великий дар Всеблагого Бога грешному человеку. Немногие подвижники сподоблялись получать этот дар. Способным к нему делается тот, кто достойно прошел путь телесного и душевного подвига. Иисусова молитва – это есть то внутреннее духовное делание, которое превосходит все другие делания, возводит монаха к совершенству 387. Богомыслие – благочестивое размышление о глубоких тайнах христианства 388, есть Божий дар. Подвижник при прохождении своего духовного подвига не стремится быть зрителем Христовых Таин, но Сам Господь, если сочтет для кого-нибудь нужным, подает этот дар. Далеко не все иноки способны к богомыслию. Необходимыми условиями богосмыслия являются точное познание в богословии, очищенное покаянием 389. Инок должен в свое время достичь непрестанного памятования смерти, которая помогает ему не забывать о переходе в вечность, о Страшном Суде и о своей участи в вечности, помогает удержаться от греха 390. Истинный подвижник стремится к непрестанной молитвенной бдительности над собою в отношении помыслов. Это делание называется трезвением.

Подвиг трезвения заповедан Самим Спасителем: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» ( Мф. 26: 41 ) , «а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» ( Мк. 13: 37 ) 391. И св. апостол Петр увещевал христиан: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как лев рыкающий, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5: 8 ) . Трезвение противодействует самым началам греха: помыслам и чувствам греховным.
  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

сцены жития прп иоанна киево-печерского многострадального гравюра мон илии 1660 патерик или отечник киево-печерский 1661 195 ргб | прп афанасий затворник гравюра киево-печерского патерика 1661 мастер илия ргб | гравюра мон илии жити прп афанасия затворника 1656 патерик или отечник печерский 1661 242 ргб | прп исаакий киево-печерский пещерник гравюра тарасевича патерик или отечник печерский 1702 ргб | прп иеремия киево-печерский гравюра тарасевича патерик или отечник печерский 1702 143 ргб |

Источник текста


Постоянная ссылка: Агиология, Тема 4. Преподобные - читать, скачать - Е.Н. Никулина
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера