Михаил Васильевич Ломоносов: к 300-летию со дня рождения : Портал ...

  001   002   003  004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Только бы труд его не был напрасен. Может быть тамошние люди в Адаме не согрешили, и для того всех из того следствий не надобно. „Многи пути ко спасению. Многи обители суть на небесех” [21]. При всем сем христианская вера стоит непреложна. Она Божиему творению не может быть противна, ниже́ ей Божие творение, разве тем чинится противность, кои в творения Божия не вникают.

Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой — Свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных, в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители. Нездраворассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтире научиться можно астрономии или химии.

Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путъ к добродетели, представляют награждение праведным, наказание законопреступным и благополучие жития, с волею Божиею согласного. Астрономы открывают храм Божеской силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обои обще удостоверяют нас не токмо о бытии Божием, но и о несказанных к нам Его благодеяниях. Грех всевать между ими плевелы и раздоры!

Сколько рассуждение и внимание натуральных вещей утверждает в вере, следуют тому примеры не токмо из эллинских стихотворцев, но и из великих христианских первых учителей.

Клавдиян о падении Руфинове [22] объявляет, коль много служит внимание к натуре для познания Божества: Я долго размышлял и долго был в сомненье, Что есть ли на́ Землю от высоты смотренье, Или по слепоте без ряду все течет, И Промыслу с Небес во всей вселенной нет.

Однако, посмотрев светил небесных стройность, Земли, морей и рек доброту и пристойность, Премену дней, ночей, явления Луны, Признал, что Божеской мы силой созданы.

Больше не остается, как только коротко сказать и повторить, что знание натуры, какое бы оно имя ни имело, христианскому закону не противно; и кто натуру исследовать тщится, Бога знает и почитает, тот с Василием Великим согласится, коего словами сие заключается (беседа 6, о бытии светил) : „Аще сим научимся, себе самыя познаем, Бога познаем, Создавшему поклонимся, Владыце поработаем, Отца прославим, Питателя нашего возлюбим, Благодетеля почтим, Началовожду жизни нашея насущия и будущия поклоняющеся не престанем” [23]. [1] Ломоносов М. В. Слово о пользе химии (отрывок) Полное собрание сочинений. Том 2. Труды по физике и химии 1747-1752гг. М. -Л. : Академия наук СССР, 1951, с. 354. [2] Ломоносов М. В. Слово о происхождении света (отрывок) Полное собрание сочинений. Том 3. Труды по физике 1753-1765гг. М. -Л. : Академия наук СССР, 1952, с. 317. [3] см. : [Пс. 18: 2, 5] на слав. яз. [4] Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление (полностью) Полное собрание сочинений. Том 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765гг. М. -Л. : Академия наук СССР, 1955, с. 370-376. [5] В 1761 году научный мир ждал важного события: прохождения Венеры через диск Солнца. Наблюдение за этим небесным явлением с разных точек Земли должно было помочь точному вычислению расстояния от Земли до Солнца. [6] Сделав в основном тексте “Явления” вывод о наличии атмосферы около Венеры, Ломоносов, как следствие, высказывает гипотезу о существовании жизни на этой планете. [7] Имеется ввиду гелиоцентрическая модель устройства Солнечной системы (в центре Солнце, а Земля и другие планеты движутся вокруг него) , носящая имя польского астронома Николая Коперника ( 1473-1543 ) . Непринятие гелиоцентрической картины мира Римо-католической церковью, а вслед за ней и Русской Церковью, Ломоносов ставит в параллель с непринятием возможности существования жизни на Венере. [8] То есть буквально понимают слова Священного Писания: «Иисус воззвал к Господу в тот день, ... и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: " стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день " ? » [Ис. Нав. 10: 12-13].
  001   002   003  004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

хризмон несомый ангелами мозаика оратория архиепископской капеллы равенне 494-519 | часовня сергия радонежского михайловском перевале | план михайловского собора раскопкам 1996–1999 красным цветом выделены стены нач xii синим 1-й пол xviii | собор михаила архангела ломоносове | раскопки надвратной церкви 90-х xii около михайловского собора 1999 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Михаил Васильевич Ломоносов: к 300-летию со дня рождения : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера