Досточтимый Беда - ритор, агиограф, проповедник, Глава V. Беда - ...

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025
В начало текстаВ конец текста
Годы строительства не указываются, но точно определяются промежутки времени между разрушениями Храма.

Однако не в правилах Беды останавливаться на земной, внешней стороне событий. Сразу после исторического комментария он переходит к объяснению духовного смысла исторических событий.

Конечно, все это, как учит Апостол, «... были образы для нас» ( I Кор 10: 6 ) , и поскольку в особенности это написано ради нас, по этой причине нам следует искусно разобрать «сказанное» в духовном отношении (с. 247) .

Далее аллегорически толкуются реалии и лица, упомянутые в историческом экскурсе. Так, Царь Соломон образно толкуется как «Сам Искупитель», а храм, построенный Соломоном, означает соединение верующих по всему свету.

Особенностью этой гомилии является отсутствие ярко выраженной заключительной части. Создается впечатление, что поучения для Беды связаны напрямую с комментарием к евангельскому тексту. Они помещены Бедой в ту часть гомилии, которая собственно является комментарием. Хотя формально XXI гомилия похожа на XVII (комментарий, соединенный со свободно написанным текстом на тему проповеди) , по сути вторая ее часть является как бы неизбежным добавлением, которое надо толковать отдельно. Добавление скорее дает пищу уму, а не душе. Все, что несет в себе духовную пользу, связанную с Новым Заветом (Ветхий Завет имеет прообразовательный смысл, который раскрывается в Новом Завете) , заключается в комментарии на евангельское чтение. 3. 2. Экземплюм Хотя Беда в своей автобиографии, которую он поместил в конце «Церковной истории англов», упоминает только книгу гомилий (она поставлена после комментариев на Евангелия) , это вовсе не значит, что гомилии были единственным типом проповеди, который он знал и которым владел. «Церковная история англов», " De orthographi a " , «Житие св. Катберта» показывают, что ему были знакомы и другие разновидности: " sermo " - «слово» - и «ехеmplum " - «экземплюм».

3. 2. 1. Пример экземплюма из «Жития св. Катберта» В «Житии св. Катберта» мы находим образец проповеди, построенной по типу экземплюма 450. По сюжету герой жития, св. Катберт, говорит воскресную проповедь в городе Лугубалия, в монастырской церкви. В изображении Беды св. Катберт хорошо знаком с искусством красноречия, ибо он следует одному из первых советов Цицерона оратору - расположить к себе слушателей, добиться их благосклонного внимания. Выслушав проповедь св. Катберта, слушатели одобряют ее. После этого, что совершенно необычно, св. Катберт говорит еще одну проповедь, в которой иносказательно предупреждает жителей города о грядущем несчастье - о гибели короля. В основе этого рассказа о святом, вероятно, лежит устное свидетельство.

То, что сделал Беда на основе рассказа очевидца, можно назвать риторическим упражнением по составлению проповеди. Как и полагается, по правилам " praecxercitamina " (например, «басня») из одного-двух предложений развертывается связный, хотя и краткий, текст.

Речь святого начинается с небольшого вступления, где объясняется причина, побудившая его обратиться к присутствующим еще раз. Он убеждает их быть бдительными и твердо стоять в вере, чтобы возможные искушения не застали их неготовыми. Призыв св. Катберта быть бдительными подкрепляется ссылкой на авторитет св. ап. Павла ( I Кор 16: 13, 15 ) : «Obsecro... vigilate, state in fide, viriliter agite et confortamini» - «Молю «вас», будьте бдительны, действуйте мужественно, укрепляйтесь». Беда меняет в цитате из Послания окончания. Это возможно, так как не эта цитата является центром вступления. Она лишь объясняет желание святого говорить. Главная цитата заканчивает собою краткое вступление: «vigilate et orate пе intrebis in temptatione m " ( Мф 26: 41 ) - «бдите и молитесь, да не внидете в напасть». Эта цитата становится темой проповеди. Поскольку произнесение второй проповеди в один и тот же день сразу после первой необычно, Беда прерывает текст проповеди, показывая, что думали об этом слушатели. Тем необычнее продолжение. Святой рассказывает о случае из своей жизни, иллюстрируя им цитату, взятую в качестве темы проповеди. Это типичный «экземплюм», который «подтверждает дело суждением, или случаем с каким-либо человеком, или рассказом о каком-либо действии» 451. По требованию построения экземплюма, необходимо сослаться на источник, из которого был взят пример. У св. Катберта это его собственный жизненный опыт. Так, собственно, и начинается рассказ: «Некогда... в то время как я еще жил отшельником на своем острове... » Правила риторики вполне допускают обращение к собственному опыту 452. Цель экземплюма состоит в том, чтобы «учить». Достигается эта цель следующим способом: экземплюм «полагает “предмет рассказа” перед глазами, когда ярко и ясно изображает в словах дело так, чтобы его можно было трогать рукой» 453. Беда, строя проповедь своего героя, следует этому правилу. Слушателю или читателю жития предлагается многогранное описание празднования Рождества.
  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь успения пресвятой богородицы верхне-высоком | икона пресвятой богородицы избавительница бед ташлинская | нет такой скорби или ужаса человеческой жизни которые могла развеять пресвятая богородица епископ боярский феодосий возглавил богослужение престольного праздника храме берковецком кладбище г.киева | церковь покрова пресвятой богородицы татианы мученицы при рязанском государственном университете | лука пишет образ пресв богородицы миниатюра гомилий григория назианзина 1060-1081 hieros patr fol 314 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Досточтимый Беда - ритор, агиограф, проповедник, Глава V. Беда - проповедник - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера