«Не сказом, а показом» Православие.Ru

  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Вообще главным промыслительным чудом в моей судьбе, и не только моей, но и моих сверстников, которые пошли учиться вместе со мной, было то, что в те годы в Свято-Троицком монастыре (а семинарская и монашеская братия тогда были одной семьей) , так вот, в Джорданвилле в те годы собралось очень много замечательных отцов. Это были удивительные, золотые люди – и все они собрались в одно время и в одном месте!

Святитель Иоанн Шанхайский и архиепископ Аверкий (Таушев) среди других архиереев в Джорданвилле Не сказом, а показом Находясь рядом с братией Джорданвилля тех лет, наблюдая за ними в быту, как они общались между собой, как молились, как трудились, любой мало-мальски наблюдательный человек мог пройти школу церковного и духовного воспитания. Они «учили не сказом, а показом» (это выражение моего отца) .

Иногда я слышал критику, что в Джорданвилле была слабая академическая школа, но это не совсем справедливо. В деле подготовки пастырей духовное образование очень важно, но столь же важно, если не важнее, духовное воспитание. Человек может быть богословски образован, но духовно не воспитан. А при той учебной программе, что тогда нам предлагалась, если семинарист добросовестно ее проходил, то он, несомненно, получал достаточно нужных знаний для пастырского служения.

А если к этому добавить, что семинарист постоянно находился в монашеской среде, в монашеской богослужебной обстановке, с непременным участием в богослужениях, будь то на клиросе или в алтаре, то это, несомненно, многое давало для духовного воспитания. Кроме того, было обязательным хождение в братскую трапезную – на этом настаивал архиепископ Аверкий (Таушев) , настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле и ректор нашей семинарии.

Мы слушали чтение святых отцов за каждой трапезой – и это было необходимой частью нашего воспитания. Если семинарист на протяжении нескольких лет каждый день слушал такое чтение, это закладывало необходимый фундамент его духовной жизни.

Кроме того, мы все должны были участвовать в монастырских послушаниях: работали в типографии, переплетной, на огороде, в иконописной мастерской. Нынешний Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) учился на курс старше меня и нес послушание в типографии. Там же работал владыка Лавр. Семинаристы выходили на полевые работы, сено убирали, трудились в коровнике, на кухне. Вокруг царила учебно-трудовая монашеская атмосфера, которая требовала дисциплины. Обязательным являлось посещение богослужений.

Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле Владыка Аверкий (Таушев) Архиепископ Аверкий ( Таушев; 1906–1976 ) был одаренным проповедником и архипастырем, глубоко преданным своему служению.

Он был умнейшим человеком, правда, иногда, по чистоте своей души, по-детски наивным. Мы, семинаристы, по нашей юной глупости, редко, но озорничали. Владыка Аверкий был глухой, носил с собой слуховой аппарат – не такой, какими сейчас бывают слуховые аппараты. У владыки на подряснике имелся нагрудный кармашек, и в этом кармашке лежал аппарат величиной со спичечный коробок, от него шел проводок к уху. И вот студент встает, отвечает урок, говорит громко, потом все тише и тише, и владыка начинает подкручивать свой аппарат, полагая, что с ним проблемы.

Владыка Аверкий был человеком науки, богословом и духовным писателем, а митрополит Лавр лучше понимал людей, был более проницательным в человеческом общении.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Владыка Лавр Владыка Лавр ( Шкурла; 1928–2008 ) был для нас отцом – очень человечным, простым в общении, но без всякой фамильярности. От него можно было учиться не только посредством его слов и наставлений, а просто наблюдая за тем, как он себя ведет, как себя держит. Он был воплощением такта, сдержанности и скромности. По многим вопросам – очень знающим, но никогда не подавлял собеседника своими знаниями, позволял ему высказаться.

Все эти монахи, постриженники архиепископа Виталия ( Максименко; 1873–1960 ) , имели общие черты: скромное служение ближним, постоянная готовность прийти на помощь в беде и нужде. У них имелся общий принцип: строгость к самим себе и милосердие к ближним.

Архиепископ Виталий (Максименко) Пример подвижнической жизни Я помню владыку Лавра с семинарии – он был моим преподавателем; я знал его даже раньше семинарии: он приезжал к нам в Наяк. 28 лет я был протодиаконом владыки Лавра, за эти годы часто служил с ним в монастырях, ездил с ним по приходам. Он меня рукоположил в священники.

Владыка Лавр всегда был примером пунктуальности: в пять утра он уже на своем месте в храме Владыка всегда был примером пунктуальности. Если он находился в обители – он всегда благословлял трапезу, неукоснительно бывал на всех монастырских службах. В пять утра он уже стоял на своем месте в храме, на повечерии то же самое. Он всем показывал пример подвижнической, строгой к себе жизни. Его также всегда отличало благостное, мирное устроение.
  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

воскрешение иоанном богословом сына диоскорида фрагмент иконы иоанн богослов прохором хождением кон цмиар | аверкия таушева | иродион жураковский архиеп черниговский новгород-северский фотография портрета кон xviii нач xix ргиа | прп елена дивеевская портрет 2-я четв xix серафимов дивеевский троицкий мон-рь | церковь марии магдалины при приюте общества призрения воспитания обучения слепых детей |

Источник текста


Постоянная ссылка: Не сказом, а показом» Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера