Духовное родство

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Я все давно пытаюсь разобраться с таким понятием как «духовное родство». Пытался найти ответ в Интернете, но безуспешно.

В Таинстве Крещения устанавливается «духовное родство» между восприемниками и родителями крещяемого. По церковным канонам «духовное родство» выше телесного, поэтому нельзя вступать в брак восприемнику с матерью крещаемого, например. Мне вот непонятно, почему духовное родство не может быть вообще между всеми православными христианами, которые являются членами одной Церкви, одного Тела Христова??? И также мне не понятно, что значит «духовное родство выше телесного». Неужели между супругами нет духовного родства??? Неужели между супругами только секс???

Конечно, наивысшее единство между людьми — единство во Христе. Образ этого единства выразил Сам Господь Иисус Христос: « Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего » ( Ин. 15: 5 ) . Данное единство есть вместе с тем и родство. Это родство выше природного (присущего всем людям вообще, как произошедшим от одной человеческой четы) , поскольку подразумевает, помимо природной, еще и особую, благодатную связь, единство веры, надежды, любви, единую цель — достижение Высших Небесных обителей: « Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас » ( Еф. 4, 4 – 6 ) ; « Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба » ( 1 Кор. 10: 17 ) ; « И вы – тело Христово, а порознь – члены » ( 1 Кор. 12, 27 ) .

Степень этого единства-родства такова, что отображает собой самое глубокое, сверхъестественное, абсолютное единство, созерцаемое в Боге-Троице: « Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы » ( Ин. 17, 11 ) . И такая духовная близость, сама по себе, не является препятствием к заключению браков.

Тем не менее отношения крестников и их восприемников, равно как и отношения восприемников и кровных родителей крестника понимаются нашей Церковью как особая форма родственной близости или «родства».

Так, восприемники издавна именовались духовными родителями крестников, а те, в свою очередь, именовались их духовными детьми (ср. : свт. Иоанн Златоуст: «Поэтому и существует обычай называть их) восприемников — А. Л. (духовными отцами, чтобы они на деле знали, какую любовь должны питать к своим подобпечным, давая им духовные наставления» [1, с. 170]) .

Отметим, что в период, предшествовавший Шестому Вселенскому (Трулльскому) Собору, наличие отношений «духовный родитель — кровный родитель крестника» далеко не всегда и не для всех выступало запретом на вступление в брак, по аналогии с запретом на супружество, существовавшим в отношении лиц, соединенных узами близкого кровного родства.

Возможно, что не в последнюю очередь это было связано с формальным, а по сути безответственным отношением восприемников к званию «духовный родитель», возможно, что приобретенное через восприемство «родство» понималось ими лишь как номинальное и несоизмеримое с кровным.

Во всяком случае даже и в ближайшем к нашему времени прошлом Св. Синод (РПЦ) считал своим долгом напоминать верующим о том, что восприемник есть никто иной как духовный РОДИТЕЛЬ, а воспринятый им — его ЧАДО (ср. : замечание Св. Синода от 19 января 1810 г. : «ежели которую восприимет от св. крещения, не может оную по сем пояти себе в жену, понеже уже есть ему дщерь, ниже матерь ея» [2, с. т. 2, с. 1183]) .

Собственно ответом на такую традицию (как одну из причин) и послужило соборное установление Шестого Вселенского (Трулльского) Собора (правило 53) , подчеркнувшее, что духовное родство не только не уступает кровному, но и превосходит его: «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительного крещения, после сего поступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими, то определяем: дабы от настоящего времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящие сие: таковые, во-первых, да отступят от сего незаконного супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих» [3, с. 96-97].

Таким образом, «53-е правило Трулльского собора окончательно закрепило в церковном законодательстве учение о духовном родстве, создаваемом крещением, и послужило основанием для развития византийского законодательства о духовном родстве как препятствии к заключению браков» [4, с. 25].

Уместно отметить, что на сегодняшний день: «В дисциплине Латинской Церкви препятствие духовного родства отменено. ...
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноя |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Духовное родство
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера