О русской традиции церковного пения : Портал Богослов.Ru

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018
В начало текстаВ конец текста
Избитое уже клише: эта традиция отражает духовный опыт наших отцов, дедов и прадедов – ведь русской истории не триста лет, а более тысячи! Нашу певческую культуру не смогли заглушить гонения государственных и церковных властей и три столетия официально поддерживаемого отступления от неё большой части русских православных людей. Сегодня у нас есть все средства к тому, чтобы изучить отечественную церковно-певческую культуру и овладеть ею, и Господь дает нам этот благоприятный момент, а в нашей воле – признать, что мы оторваны от собственной традиции и в этом смысле некультурны, и приложить труды к воспитанию себя, или же этот момент пропустить… И святые последних трех столетий, которым пришлось жить и молиться в условиях стесненной и искаженной церковно-певческой и в целом богослужебной культуры, не будут на нас в обиде: ведь они-то уже знают небесное пение, и знают, что путей к Небу много, но есть из них удобнейшие. [1] См., например: Кравецкий А. К истории снятия клятв на дониконовские обряды Богословские труды. Выпуск 39. М., 2004; Миролюбов И., диак. К созданию современной концепции старообрядных приходов РПЦ Доклад на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях, 1 февраля 2006 г. [2] Сщмч. Сергий Мечев.

О богослужении Тайны богослужения. М., 2001. С. 142 [3] Там же, с. 146 – 147. [4] Существует антиномия: жизнь русского народа глубоко воцерковлена, определяется церковным течением времени с его годовым, седмичным и дневным кругом богослужений, триодным периодом, в своих поступках, мыслях и движениях души русский человек руководится Божиими заповедями и церковными установлениями. Но бытовая сторона жизни никогда не смешивается с церковной: все предметы, связанные с храмовым богослужением, всегда особые и не употребляются для мирских нужд. [5] Кроме названных одноголосных стилей в древнерусской системе церковного пения существуют еще многоголосные: это троестрочие, основанное на путевом роспеве, и демественное многоголосие. Но эти стили никогда не были распространены повсеместно, они исполнялись только наиболее грамотными хорами соборных храмов, преимущественно кафедральных – например, в Москве и в Великом Новгороде. [6] Это силлабические песнопения, невматические, мелизматические и смешанного склада – сочетающие в себе речитативные и распевные фрагменты. [7] Тексты, которые раскрывают историческую, догматическую и нравственную стороны богослужения – стихиры, тропари и чтения – звучат внятно и довольно динамично; ключевые, «кульминационные» моменты службы, каковыми являются, например, чтение Евангелия, перенесение и пресуществление Святых Даров, всегда подготавливаются замедлением хода службы: чтобы что-то хорошо рассмотреть, нужно остановиться и послушать в наступившей тишине. Плавным по темпу является и отход от них. Распевны и некоторые другие песнопения, причем иногда с чисто практической целью – из-за продолжительности совершающихся в алтаре действий: это Херувимская песнь, «Поем Тя» (в современной редакции «Тебе поем») , «Достойно есть», причастен. [8] Прот. Николай Чернышов.

Противостояла непониманию. Памяти монахини Иулиании (Соколовой) 16 февраля 2011 г. [9] Другие примеры ставших привычными различий между уставным и современным строем службы: на всенощном бдении 103-й псалом и первая кафизма (или её первый антифон) не звучат полностью, так как форма, предусматривающая чередование пения и чтения, заменена одним пением нескольких избранных стихов; «Сподоби Господи» вместо чтения поется на глас, «Ныне отпущаеши» также поется на внегласовый или даже гласовый напев вместо чтения предстоятелем, «Богородице Дево» звучит речитативным напевом 4-го гласа вместо распевного, совершенно иное звучание и соотношение имеют стихи «Бог Господь» и следующие за ними тропари, Непорочны в воскресный день вообще отсутствуют, «Всякое дыхание» перед Евангелием на утрени поется на глас вместо внегласового напева, «Воскресение Христово» – на 6-й глас вместо 7-го, стихира по 50-м псалме поется силлабическим напевом вместо распевного. На Божественной Литургии изобразительные антифоны, как и блаженны, вместо чтения поются (зачастую опуская тропари на блаженнах) , каждение перед чтением Евангелия переместилось с пения «Аллилуиа» на чтение Апостола, изменился и напев «Аллилуиа»: вместо протяженного внегласового он поется теперь на краткий гласовый напев, для Херувимской песни и «Достойно есть», наряду с внегласовыми, употребляются и гласовые напевы (в том числе, предназначенные для пения стихир) , причастный стих поется кратчайшим речитативом вместо развернутого и торжественного вместо мелизматического напева и т. д. [10] Это все «Тебе, Господи», где есть тайные молитвы; на Божественной Литургии – опев по окончании евангельского чтения, некоторые напевы «Достойно есть», причастные стихи (которые приходится дополнять не входящими в чинопоследование песнопениями и чтениями) . [11] Свт. Феофан Затворник. Страсти и борьба с ними: Выдержки из творений и писем. Сост. игум. Феофан (Крюков) . М., 2003. С. 259.

Михаил, Русь-матушка 19. 03. 2013 в 14: 16 Вероника Юрьевна, у меня вопрос про произношение и хомонию не исторического плана, а принципиальный - зачем, собственно, пытаться петь в точности так, как пели в 11 или 14 веке? Или как в 15, сохраняя особенности произношения более раннего времени? (тут даже неважно, правы или ошибались в своих гипотезах Дурново с Успенским.)
  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

развитие сольмизационного метода гвидо аретинского система гексахордов соотнесении звукорядом распространяется весь певческий диапазон верхнее добавлено позднее | обиходном звукоряде | равноав ольга свт димитрий ростовский молении образу покрова пресвятой богородицы эмалевая икона нач мастер назаров гмзрк | имена попевкам фрагмент листа крюкового сборника xvii ргб троиц 449 326 | церковь владимира равноапостольного при архиерейском доме |

Источник текста


Постоянная ссылка: О русской традиции церковного пения : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера