Московская школа византийского церковного пения: десять лет спустя : ...

  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста
После рассказов яя ( бабушка по-гречески ) выяснилось, что ещё она, и тем более её родители, помнят те времена, когда под сводами греческих церквей «гремел партес». То есть повсеместно существующая сейчас певческая музыкальная традиция не звучала повсеместно даже в Греции! Переход на неё был задуман и осуществлялся в течение долгих десятков лет. Чтобы, с одной стороны, не производить смущение среди привыкших к одной музыкальной ткани богослужения, освящённой Церковью, с другой стороны – вернуться к молитвенному эфиру, которым дышали отцы Церкви, авторы богослужебных и одновременно музыкальных текстов. Греческие методисты и исследователи конца девятнадцатого века вернули в массовое обращение как своему народу, так и всему православному миру возможность пропевать боговдохновенные стихи авторов на сочинённый ими же мотив, бережно сохранённый в Церкви, как и сохранённое ею слово. Это ли не чудо? Это возвращение стало возможным после упрощения нотации, приближения её к современному информационному человеку, с его штампами и восприятием.

Итак, что же является причиной страстности и пафоса при восприятии нового (старого) культурного явления? Наши унаследованные из коммунистической эпохи привязанности к «-измам». Это – хорошо, потому что «наше». Но так же явно здесь проступает и заидеологизированность греков, которые публично отказываются признать новизну этого явления и для массовой приходской греческой церковной культуры. А зря. Ведь именно здесь и ключ к развитию этого явления там, где оно не получило большого распространения.

ДОСТИГНУТОЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Московская школа византийской музыки – выгодный и перспективный культурный проект. Школу знают в Греции, Румынии, Сербии, Болгарии и других православных странах. При проведении международных хоровых фестивалей духовной музыки, когда их организаторы будь то в Греции, Болгарии, Сербии или Румынии узнавали про византийский хор в России, с радостью приглашали его. Мужской и женский хоры школы участвовали в международных хоровых фестивалях в этих странах. Хоры школы поют на одном музыкальном языке с этими православными народами. В России появилась культурная нить, действительно сближающая культуры православных народов.

Финансирование школы прежним благотворителем было закончено летом 2008 года, по причине кризиса. Многочисленные обращения во всевозможные фонды, Патриархию остались с одним ответом: денег нет, кризис.

Интересно отметить ранее затронутый в статье момент «греческой экспансии». Руководители школы обращались за помощью и в греческий культурный центр, и к заместителю греческого консула по культурным вопросам (причём до греческого кризиса) . При этом выяснилось, что они воспринимают школу как чисто российский проект, без какой-либо греческой этнической окраски. Финансовой помощи они также не оказали.

Но до сих пор в течение четырёх лет без спонсора школа жива. Арендуется зал для занятий в одном из московских монастырей. Плата за это – барщиной: все члены хора бесплатно поют по воскресеньям и большим праздникам на службах монастыря.

Помимо такой помощи монастырю, все члены хора оказывают свою помощь хору: кроме барщины – сбрасываются на текущие нужды наличкой. Сами оплачивают заграничные поездки на международные хоровые и внутрироссийские фестивали.

До сих пор не иссякает приток новых учеников в школу. Но в отличие от партесных школ церковного пения, плата взымается чисто символическая: от 1000 до 1500 руб. в месяц с ученика, в зависимости от его доходов. Для сравнения: семестровое обучение певчего на Московских Православных Регентских курсах (4 мес.) стоит 14000 руб., или 3500 руб. в месяц. Более чем в два раза дороже.

Не реже, чем один раз в полгода все хористы и ученики школы собирают деньги на приезд преподавателей из Греции. Занятия проводили и псалты с Афона, в том числе игумен одного из монастырей.

Бюджет этого уникального культурного явления в тысячу раз меньше аналогичных проектов, сопоставимых по резонансности, приобретённому многолетнему общественному статусу и известности, как внутрироссийской, так и международной.

В последнее время у школы появилась одна проблема. Если все певчие хора работают и сами помогают школе, то костяк школы для поддержания её работы не может работать нигде помимо школы. Иначе самой школы не будет. Не будет создания музыкальных текстов, перевода текстов греческой нотации на славянский язык, не будет занятий с новыми учениками (на которых школа не зарабатывает) , не будет книгоиздания.

Трудами ревностных византийцев школы набраны уникальные богослужебные нотные тексты на церковно-славянском языке в византийской традиции. В настоящий момент все готово для издания первой в российской истории книги современных (то есть из современной музыкальной греческой церковной практики) богослужебных церковных текстов, переложенных на церковно-славянский язык. Текстов, по которым уже семь лет женский и мужской хоры школы поют в русских храмах, участвуя в местных богослужениях.
  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

монастырь иосифов успенская кельи кругом рисунок обиходника игум евфимия туркова 1580 ргада 1192 556 | шествие иеронима пражского месту казни раскрашенная гравюра richental concilium constanz augsburg 1483 ргб | вид храма гроба господня 1596 копия рис амико странствования василия григоровича-барского святым местам востока 1723 1747 спб 1885–1887 | проект здания исторического музея архитекторы шервуд семенов 1875 гим | лавра печерское местечко плане киева 1695 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Московская школа византийского церковного пения: десять лет спустя : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера