Католическая церковь, Православная Богословская энциклопедия или ...

  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
сделать нечто «сверхдолжное») . Такое воззрение на человека и значение его дел приводит к догматам обожествления человека в некоторых отдельных личностях (в лице Богоматери, некоторых святых и особенно в лице римского епископа) и умаляет значение искупительного дела Господа И. Христа, делая его, в сущности, не безусловно нужным. – Особенно вредным такое представление является в области нравоучения: оно внушает мысль о завете Бога, как юридическом акте между Богом и человеком, причем человек рассматривается до известной степени равноправною стороной договора; оно расширяет понятие о добродетели, относя к области ее такие дела, которые в сущности своей не имеют такого характера, и суживает понятие греха, давая возможность в делах греховных видеть легко исправляемые, «искупаемые» человеком нарушения завета или закона. Граница между добром и злом почти устраняется; нравственность, как исполнение закона, рассматривается как нечто условное, находящееся в зависимости от окружающих человека обстоятельств. Высшей степени своей эти представления достегают в казуистке (см. «Энц. » VII) , т. е. в возможности одному и тому же деянию давать различную нравственную ценность, или рассматривать его, как более греховное и менее греховное, или даже совсем не греховное по причине той обстановки, которая окружала известное деяние во время совершения его.

Такое отступление от древне-церковного веро- и нравоучения на Западе сделалось возможным потому, что между западным и восточным христианством все больше сказывалась национальная и политическая разобщенность: по языку средневековые западные богословы почти не могли пользоваться творениями восточных отцов, учителей и писателей церкви, в которых раскрывался дух и смысл новозаветного откровения; а политическая и церковная вражда только усиливала разъединение в вопросах веры. Западные богословы стремились восполнить недостаток знакомства с вероучением представителей древней церкви силами собственного разума и создали то рационалистическое направление богословской пауки, которое приобрело печальную известность под именем схоластики. Представители этого направления стремились к тому, чтобы примирить истины веры с требованиями разума, сделать их доступными для разума во всей их полноте. Из них Ансельм, арх. Кентерберийский (1033–1109 г.) , называется «первым схоластиком». Известен, как создатель так назыв. онтологического доказательства бытия Божия. Он же развил учение о необходимости боговоплощения с юридической точки зрения ( в трактате: Cur Deus homo? ) ; защищал учение об исхождении Св. Духа и от Сына (Filioque) . Но он еще не был рационалистом в полном смысле слова: он отдает предпочтение вере пред разумом (fides praecedit intellectum) . В этом смысле он защищал учение о Св. Троице против Росцеллина. Петр Абеляр (1079–1142 г.) может быть назван скептиком и рационалистом в полном смысле слова ( в сочинении: Sic et non ) . – Крайности схоластики вызвали противоположное ей направление богословия – мистику, представителем которой был Бернард Клервосский (1091–1153 г.) , противник Абеляра. В противоположность схоластике, стремившейся удовлетворить требованиям разума, мистика стремилась удовлетворить забытому и пренебрегаемому схоластикою религиозному чувству, и вырабатывала метод достигнуть непосредственного созерцания Бога. В этом духе составлены все творения Бернарда (о созерцании, о любви к Богу и другие) . – Опыты полного систематического богословия дают так наз. сентенциарии; из них выдающееся место принадлежит Петру Ломбарду, около 1100–1164 г. (magister sententiarum) , автору «4-х книг сентенций», в которых он старается объединить положительный характер богословия (основываясь на исторических памятниках) со спекулятивными особенностями схоластического рационализма. – Опыты примирения схоластики и мистики мы находим у богословов «викторинцев» ( из школы St. -Victor, около Парижа ) : Гуго, Ришара и Вальтера, из которых последний доходил до отрицания значения философии для богословия. – Высшая степень схоластики и начало ее разложения относится к XIII веку, когда является целый ряд учителей (докторов) богословия: Александр Гальский 1245 г., Альберт Великий (1193–1280 г.) , Фома Аквинат (1225–1274 г.) , Иоанн Бонавентура (1221–1274 г.) , Дунс Скот Иоанн (1266–1308 г.) . В их трудах мы находим p. -католическое богословие проведенным в полную систему (summa theoloiae) со всеми его достоинствами и недостатками. Тогда же начинаются и протесты против крайностей и беспочвенности средневекового богословствования и обнаруживается стремление возвратить ему его древнехристианский характера, т. е. поставить его в более близкое отношение к первоисточникам веры (Свящ. Писанию) . Представителями такого направления являются Рожер Бакон (1214–1294 г.) , Иоанн Виклеф (1324–1384 г.) , Иоанн Гус (1363–1415 г.) ; они относятся к числу «реформаторов до реформации», потому что первые выдвинули мысль развитую потом Лютером, Цвингли и Кальвином. – В трудах вышеназванных представителей схоластики получили свое полное развитие отличительные догматы католицизма. Все эти отличительные учения в средние века были частными мнениями; догматами они провозглашены позднее: одни на соборе в Триденте (1545–1563 г.) , а другие в 1854 г. и 1870 г.
  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

католическая церковь |

Источник текста


Постоянная ссылка: Католическая церковь, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IX - профессор Александр Павлович Лопухин
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера