> Дело дня: Помогите ребёнку <

Правила Николая, патриарха Константинопольского c толкованиями ...

 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Вопрос. Может ли монах входить в святый алтарь, ибо воспрещает это 38 правило святаго Трулльскаго собора, которое не дозволяет непроизведенному в чтецы монаху петь и читать с амвона, а также воспрещают это и правила 15 и 21 Лаодикийскаго и 14 втораго Никейскаго соборов?

Ответ. Воспрещено монаху, непроизведенному, исполнять на амвоне обязанности чтеца; однако, из уважения к монашескому чину, не думаю, чтобы монаху, свободному от всякаго преступления, воспрещено было входить в алтарь для возжигания свечей или лампад. (Трул. 83, 69; VII Всел. 14; Лаод. 15, 19, 21, 44) .

Как и все другие, так и данные правила патриарха Константинопольского Николая мы переводим из Аф. Синтагмы. В этом сборнике данные правила или канонические ответы приведены, как упомянуто выше ( т. I, стр. 43 )

1, в иной, чем в прочих сборниках, редакции, их меньше и по числу. Возможно, что более точное количество (17) этих ответов патр. Николая находится в Κανονικαί διατάξεις Гедеона, чему соответствует число их и в нашей Кормчей (хотя и не в редакции самих ответов) . Мы нашли более обоснованным следовать и здесь афинскому сборнику, тем более что он согласуется и с изданием Беверегия (Бевериджа) , а в существенном и с Пидалионом. Под какими нумерами находятся данные правила патр. Николая в Кормчей, – мы уже отметили ( т. I, стр. 44 )

2. О настоящем правиле патр. Николая мы уже упоминали в толкованиях 69-го трулльского правила и 15-го правила патриарха Никифора; а для лучшего его понимания надлежит сравнить толкования и прочих параллельных правил. Правило 2.

Вопрос. Действительно ли нельзя совершать коленопреклонения в субботу, как это воспрещено в воскресение и в течение пятидесятницы?

Ответ. Правилом это не воспрещено; однако многие не преклоняют колена в виду того, что в субботу не постятся. (Ап. 66; I Всел. 20; Трул. 55, 66, 90; Гангр. 18; Лаод. 29; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91; Феофила Алекс. 1) .

Так как в правилах суббота в отношении поста приравнивается к воскресению (Ап. 66) , то многие думали, что если в субботу нельзя поститься, то нельзя и преклонять колена, как нельзя этого делать в воскресение (I Всел. 20) . В настоящем правиле говорится, что канонического предписания, воспрещающего коленопреклонения по субботам, не существует и, следовательно, преклоняющие колена не согрешают. Правило 3.

Ответ. В прежния времена этот пост соблюдался; впоследствии он был перенесен, дабы не совпадал с языческими постами, которые были в этом же месяце. Впрочем, многие и теперь соблюдают этот пост. (Трул. 26, 56; Лаод. 49–52; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10) .

Каноническим постом является пост св. четыредесятницы, перед праздником Пасхи, и пост по средам и пятницам в каждой седмице. Это – предписание 69-го Ап. правила. С течением времени установлены были и другие посты, между которыми и так называемый Успенский пост (ή νηστεία της κοιμήσεως της Θεοτόκου) в августе месяце. Об этом посте идет речь в настоящем правиле патриарха Николая и, как видно из этого правила, вопрос о продолжителькости этого поста был в то время (в начале XII века) спорным. Вальсамон в своем 55-м каноническом ответе александрийскому патриарху Марку, толкуя настоящее (3) правило, говорит, что оно есть синодальное постановление из времени этого патриарха (Николая) . Постановление это заключалось в том, что во все годичные посты, в том числе и в Успенский, надлежит поститься только семь дней (πλην επταήμεροι) , ибо только один пост продолжается сорок дней (μια γάρ τεσσαρακονθήμερος νηστεία εστίν) , а именно – пост перед св. Великою Пасхою; впрочем, если кто-либо пожелает поститься перед прочими праздниками, в том числе и перед праздником (Успения пресв. Богородицы) , больше семи дней, или если это предписано каким-либо ктиторским уставом, то может это делать

3. Настоящее (3) правило патриарха Николая обсуждалось в заседании Константинопольского Собора при патриархе Луке (1156–1169) , причем, согласно сообщениям Вальсамона, некоторые на этом соборе утверждали, что не следует соблюдать этот пост, так как он перенесен (δια μετάθεσιν) на другое время, о чем свидетельствует данный ответ патриарха Николая; другие, наоборот, доказывали, что надлежит его соблюдать, ибо в самом ответе говорится, что в прежние времена этот пост соблюдался, и впоследствии перенесен был на другое время. Однако, когда и где это сделано, – в ответе не упоминается.
 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

перенесение мощей преподобного феодора сикеота | афанасий великий,патриарх александрийский | святитель афанасий великий архиепископ александрийский | церковь александра патриарха константинопольского михайло-афонском монастыре | афанасия великого архиепископа александрийского |
Постоянная ссылка: Правила Николая, патриарха Константинопольского c толкованиями епископа Никодима (Милаша) - читать, скачать - святитель Николай Мистик
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера