Новое учение о Софии Премудрости Божией, Глава двадцать пятая - ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Кирилла Александрийского, то мы не можем обойти молчанием настоящего выступления прот. Булгакова против св. Кирилла, этого величайшего исповедника и борца за православную истину, учение которого есть учение всей православной Церкви. Поэтому остановимся своим вниманием на означенном обвинении.

. Оно остается у св. Кирилла, как некий внешний акт. Поэтому и человечество обедняется у него или до совокупности атрибутов, не имеющих для себя ипостасного субстрата, но усвоенных Логосом, это есть «природные свойства»... или же оно есть σάρξ плоть, хотя и наделяемая разумной душой, но, конечно, не выражающая собой полноты человеческого естества. Однако, эта полнота его у св. Кирилла утверждается, вопреки всякому докетизму. Здесь в христологии св. Кирилла существует неясность, неустранимая истолкованиями… И эта же неясность, которая только увеличивается неточностью, многословием и повторениями, прикрывается изъявлениями о непостижимости тайны боговочеловечения... Отсюда понятна и неудержимая тенденция к монофизитизму, которая сдерживалась в самом св. Кирилле его верностью православному догмату, однако скорее вопреки логике его собственного богословия»

Итак, в явное противоречие своим собственным словам, где св. Кирилл ублажается всякими похвалами и, во всяком случае, не признается монофизитом, о. Булгаков обвиняет его, великого отца Церкви, в монофизитской ереси. Сущность этого обвинения состоит, по словам о. Булгакова, не в одном только «уклоне» и «неудержимой тенденции» св. Кирилла к монофизитству, а в том, что будто им все человечество Христа сводится к нулю, к неразличению во Христе двух природ и признанию только одной в Нем природы Божественной. Прот. Булгаков воспроизводит здесь клевету, которую возводили на св. Кирилла несториане и их сторонники за ту формулу, которую он высказал в словах: «уразумев, почему один только есть Сын и Господь Иисус Христос, утверждаем, что два естества соединились; и верим, что после этого соединения, как бы уничтоживши разделяемость надвое, пребывает одно естество Сына, как единого, но вочеловечившегося и воплотившегося» 1283. Как известно, Евтихий ссылался на эти слова св. Кирилла в оправдание своей ереси, стараясь, впрочем, не говорить двух последних слов из этой формулы 1284. Но между учением Евтихия и приведенными словами формулы св. Кирилла огромная разница. Выше мы приводили слова св. Кирилла, в которых он говорит, что в соединении естеств: Божеского и человеческого во Христе «не уничтожилось различие естеств» 1285. Здесь выражается мысль св. Кирилла, что не одно, а два естества остались во Христе и после соединения, ибо если их различие не было уничтожено в самом соединении, то они остались различными и неслитными и после соединения. С такою же ясностью выражает св. Кирилл означенную мысль, когда говорит: «Плоть осталась (после соединения) плотью... И Слово пребыло Словом... Хотя и один Христос» 1286. He могла отсутствовать эта мысль и в вышеприведенной формуле св. Кирилла. Только в том случае можно было бы допустить это отсутствие, если бы св. Кирилл под плотью, воспринятою Господом, не разумел полного человеческого естества. Но, как мы видели, он разумеет под нею полное человеческое естество, ибо учил, что она была с разумною душою. Поэтому между учением св. Кирилла, что в соединении и после соединения не уничтожилось различие двух естеств во Христе, - и словами настоящей формулы, что после соединения пребывает одно естество Сына, как единого, но вочеловечившегося и воплотившегося, по существу нет абсолютно никакой разницы.

Евтихий же учил, что плоть, воспринятая Господом, была нам не единосущна. Этим самым он отрицал, что Господь при воплощении соединился с нашим человеческим естеством и поэтому учил об одном Божеском естестве Христа. Отсюда понятно, почему Евтихий не согласился на Константинопольском соборе Архиепископа Флавиана, впервые осудившем его ересь, исполнить просьбу Василия, Епископа Селевкии Исаврийской, - прибавить к словам своего еретического исповедания: - « после соединение признаю одно естество Бога Слова " - слова: " воплотившееся и вочеловечившееся ». Для Евтихия, как и для Еп. Василия и всего Константинопольского собора было ясно, что если бы эта прибавка была сделана, то Евтихий буквально произнес бы ту же самую формулу св. Кирилла, отрекся бы от своей ереси и исповедал учение, что после соединения во Христе пребывают не одно, а два естества 1287. Так смотрел на это слово: воплощенное в данной формуле св. Кирилла и св. Иоанн Дамаскин, говоря: «исповедуем единое естество Бога Слова - воплощенное; через то, что сказали: воплощенное, обозначая сущность плоти согласно с блаженным Кириллом» 1288. Впрочем, св. Иоанн Дамаскин, выражая свое исповедание, согласное с учением данной формулы, указывает на послание св. Кирилла к Суксенсу, Еп. Диокесарийскому, в котором и сам св. Кирилл высказывает тот же взгляд на слово: воплощенное из своей формулы.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

прп иоанн кукузель миниатюра анфологии письма димитрия иоанну 1655 sinait 1297 fol | воздержание выдержка сдержанность self-control | халкидонский собор роспись собора рождества богородицы мон-ря гелати xii | битва царя лалибалы братом картина неизвестного художника кон xix нач национальный музей естествознания париж | естественной религии |

Источник текста


Постоянная ссылка: Новое учение о Софии Премудрости Божией, Глава двадцать пятая - читать, скачать - святитель Серафим (Соболев)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера