Раннехристианские и византийские гимнографические памятники в ...

  001  002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста
Это можно понимать двояко: либо как путь от Рима до Сирии и посещение Аверкием тех общин в Восточном и Западном Средиземноморье, которые связаны с памятью апостола Павла, либо, что менее вероятно, как пребывание Аверкия в Сирии, где ему предшествовал апостол Павел. Однако если у нас есть свидетельства из Деяний апостолов о пребывании апостола Павла в Антиохии и в Дамаске, то нет известий о его посещении Восточной Сирии и Месопотамии, в частности Нисибина. Если «сирийская интерпретация» этого стиха верна, то мы получаем нетривиально свидетельство о проповеди апостола Павла в Месопотамии и Восточной Сирии.

Зачастую гимнографические тексты хранят раннехристианские предания, в том числе связанные с апостольской проповедью и с «апостольской географией» В доказательство этого тезиса приведем фрагмент из кондака преподобного Романа Сладкопевца († 560) на Пятидесятницу: Πλησθέντες γὰρ ἐξαίφνης του πνεύματος πάντες προσωμίλουν τοις ἀκούουσιν ὡς ἢκουον, τοις Ῥωμαίοις οὐχ ὡς βάρβαροι, Πάρθοις ὡς ὃμοιοι καὶ τοις Μήδοις ὡς ἴδιοι τοις Ἐλαμίταις εὔλαλοι ὢφθησαν τρανως, τοις Ἀραβίοις γνώριμοι γέγοναν εὐθύς, Ἀσιανοις καὶ Φρυγίοις εὒδηλοι καὶ τρανόλαλοι, καὶ πασι τοις ἒθνεσιν ἐφθέγγοντο ὡς τούτοις ἐδίδου τὸ πανάγιον πνευμα [12]. Исполнившись же внезапно все Духа Святаго, Говорили ко слышащим, как они понимали: К римлянам – не как варвары, к парфянам – как подобные И ко мидянам – как сродники.

Для азиатов и фригийцев – понятные и яснословные, И для всех народов вещали, как всем давал им Дух Всесвященный.

Это место является парафразой известного стиха из Деяний святых апостолов: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты…» ( Деян. 2: 7–10 ) [13]. Здесь мы видим целый ряд перестановок, которые, с нашей точки зрения, являются значимыми. Так, римляне ставятся в самое начало, а затем идут парфяне, мидяне и эламиты – народы, населявшие сасанидский Иран. Возможно, подобная оппозиция связана с вековым соперничеством Римской, а затем Византийской империи с монархией Сасанидов. Подобное предположение подкрепляется упоминанием арабов, которые служили и византийцам, и иранцам [14]. Гораздо более значимой является следующая строфа: Как увидели их языками глаголющих всеми отвсюду сошедшиеся, Воскликнули, дивяся: «Что это значит?

Галилеянами апостолы являются, И как же видим мы, что для всех народов Теперь они соотечественники?

Сыновья Зеведея когда видели Памфилию? » Эта строфа имеет известную историко-географическую привязку. Во-первых, существуют свидетельства о том, что апостол Петр проповедовал в Египте [15]. Об этом факте, в частности, свидетельствует завершение его 1-го послания: «Приветствует вас Церковь в Вавилоне и Марк, сын мой». Речь может идти только о Вавилоне Египетском, поскольку апостолу Петру явно было нечего делать в Вавилоне Месопотамском, который к I веку по Р. Х. стал практически необитаем: «великий город» стал, по словам Страбона, «великой пустыней» [16]. И напротив, Вавилон Египетский, судя по свидетельству того же Страбона, существовал как крепость в I веке по Р. Х. [17] На первый взгляд слова о пребывании апостола Андрея посреди рек, то есть в Месопотамии, противоречат классическим деяниям Андрея, согласно которым место его проповеди – Причерноморье [18]. Однако существуют «Деяния Андрея и Варфоломея», согласно которым апостолы Андрей и Варфоломей проповедовали в некоем городе парфян, где обратили некоего Христомея – возможного прототипа святого Христофора [19]. Возможно, под «городом парфян» (πολίς) имеется в виду столица парфянского государства Ктесифон, который как раз находился в Месопотамии. Наконец, что касается сыновей Зеведеевых, то апостол Иаков Зеведеев не выходил за пределы Палестины, так как был достаточно рано казнен Иродом в Иерусалиме. Однако его брат апостол Иоанн действительно проповедовал в Малой Азии и завершил свои дни в Эфесе – по сути дела экзархом всей Малоазийской Церкви. Судя по Апокалипсису, Деяниям Иоанна и другим источникам, деятельность апостола Иоанна преимущественно простиралась на Карию, Вифинию и Лидию. До нас не дошло известий о его проповеди непосредственно в Памфилии. Возможно, здесь произошло определенное смешение Иоанна, сына Зеведеева, с Иоанном, называемым Марком, который служил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись в Иерусалим [20]. Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостол Иоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяний мы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем сорок восемь дней» [21]. Так что за этим кратким перечислением, которое невнимательному читателю может показаться лишь поэтической метафорой, стоит древнее предание, связанное с апокрифическими Деяниями апостолов.
  001  002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

свт герман низлагает короля бриттов возводит трон одного воинов миниатюра "бревиария короля филиппа красивого 1290 paris bnf lat fol 375 | свадьба вел димитрия иоанновича вел кнг евдокии димитриевны миниатюра лицевого летописного свода 70-е xvi бан 31.7.30 571 | свт герман низлагает короля бриттов возводит трон одного воинов миниатюра бревиария короля филиппа красивого 1290 paris bnf lat fol 375 | сцены жития сщмч киприана иустины миниатюра гомилий свт григория назианзина между 879 882 paris 510 fol 332v | поход князей димитрия александровича ярослава ярославича дерпт миниатюра лицевого летописного свода 70-е хvi бан 31.7.30–1 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Раннехристианские и византийские гимнографические памятники в историко-географическом измерении Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера