Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
Несмотря на то, что партесное пение завоевывало всё большую популярность, оно тем не менее встречалось «в штыки» не только старообрядцами, но и многими пастырями Русской Церкви.

Что касается самого училища при храме, то тут главный вопрос стоял о лице, способном возглавить новое учебное заведение. И здесь опять не обошлось без содействия влиятельных покровителей приходской общины Иоанно-Богословского храма, в особенности Симеона Полоцкого и царского духовника Андрея Савинова. В 1669 г. новым настоятелем церкви был назначен некий Иван Андреевич Шматковский, бывший протопоп Троицкого собора города Глухова. Такое перемещение в Москву, в Царскую Бронную слободу было не случайно. Еще будучи на Украине, он открыто выступал за необходимость объединения с Россией и принимал активное участие в борьбе против прозападной коалиции. До нас дошло торжественное обращение к царю Алексею Михайловичу, где автор выражал надежду на победоносное завершение объединения исконно русских земель под рукой российского самодержца. О том, что новый настоятель храма в Бронной слободе, отец Иоанн, был приближен ко двору и пользовался особыми привилегиями, свидетельствует тот факт, что он был единственным приходским священником во всей Москве, который выступал на приемах у патриарха и непосредственно общался с представителями высшего духовенства. Вот именно этому новому настоятелю церкви Иоанна Богослова и поручалось возглавить славяно-греческое училище.

К сожалению, до нас не дошло никаких документов о деятельности этого училища. Под давлением ортодоксально настроенных иерархов все действующие на тот момент в Москве славяно-греко-латинские училища, очаги «зломысленного мудрования» были закрыты к началу 1670-х гг. Сам же отец Иоанн был настоятелем Иоанно-Богословского храма недолго, уже к концу 1671 г. в храм был направлен другой настоятель. Однако о работе, пусть и непродолжительной, уже открытого в Бронной слободе училища свидетельствует биография одного из певчих этого храма. Иван Федорович Волошеинов, бывший певчий храма в Бронной слободе, в 1673 г. был приглашен на должность учителя во вновь отрытую школу для мещанских детей, указав на полученное систематическое образование именно в своем бывшем приходе.

Более продолжительную историю имело уже другое заведение, учрежденное также при храме. Здесь была открыта богадельня для поминовения царских родителей на сто душ. Она стала одной из первых в Москве после царского указа 1678 г. «О богаделенных избах при церквях».

Конец XVII века был временем, когда Бронную слободу начали заселять представители московской элиты. Теперь здесь можно было встретить дворы таких именитых людей, как окольничие Лихачёвы, генерал-аудитор князь Андрей Федорович Шаховской, князь Иван Барятинский, дворяне Мусины-Пушкины. Все эти богатые и влиятельные люди становились новыми прихожанами местных слободских церквей. Поэтому вполне закономерно, что в этот период здесь наблюдается крупное церковное строительство. Храм Иоанна Богослова также не остался без забот своих прихожан. В начале 1690-х гг. по их заказу известнейший московский колокольный мастер, Иван Федорович Моторин, отлил специально для храма новый колокол.

Новой вехой в истории храма явилось сооружение с северной стороны каменного Никольского придела, который по окончании работ в 1694 г. освятил патриарх Московский и всея Руси Адриан. Свято-Никольский придел в своей архитектурной композиции сочетает верность заданному основным храмом стилю с новыми элементами московского барокко: наличники на окнах с разорванными фронтами и небольшой граненный барабан в плане восьмерик на восьмерике, увенчанный луковичной главкой.

Следующим важным событием в жизни прихода церкви Иоанна Богослова стал пожар 1737 г., в результате которого пострадала деревянная шатровая колокольня, стоявшая здесь еще со времен первой деревянной церкви прихода. Об этом свидетельствует гравюра XVII века, где рядом с каменным храмом стоит старая еще дониконовская шатровая колокольня. Новая каменная колокольня соответствовала канонам классицизма. 3-х ярусная колокольня обладала тяжеловесными пропорциями и развитым декором. Ее ярусы — два нижних четверика и верхний восьмигранный ярус звона были украшены на углах парными пилястрами с изящными капителями. Всего на колокольне находилось 7 колоколов, один из которых был отлит знаменитым Моториным.

В таких архитектурных формах храм дошел до наших дней, являясь прекрасным образцом плавного соединения трех эпох. Он предстает перед нами как единое целое, и не кажется простому обывателю разрозненным.

Пожар 1737 г. был, пожалуй, единственным в чреде московских пожаров, который коснулся этой церкви. Один из самых известных пожаров, так называемый «Большой Московский пожар» 1773 г., уничтожил все дома и лавки от Тверских ворот до церкви Иоанна Богослова, оставив ее невредимой. В связи с планами реконструкции старой части города сгоревшие дома решили не восстанавливать. Вскоре стену Белого города в этом месте разобрали, и в 1782 г. здесь был разбит Тверской бульвар, усаженный молодыми березками. Теперь церковь Иоанна Богослова стала привлекать еще и московскую литературную элиту, выбравшую Тверской бульвар для своих послеобеденных прогулок. В 1812 г. в этой церкви крестили А. И. Герцена, а через пять лет — в 1817 г.
  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

храм иоанна богослова бронной |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера