Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
Всё это вполне соответствует вкусам XVII века, стилю русское узорочье. Но так как храм всё же принадлежал уже к новой эпохе, обращавшей свой взгляд на Православный Восток и подражавшей архитектуре XIV–XV веков, его архитектура должна была отвечать новым требованиям. Мы видим монументальные пропорции объема храма, напоминающие сооружения времени правления царя Иоанна III (Иван Великий) , стройное классическое барабанное пятиглавие, увенчанное шлемовидными куполами. С сооружениями XVI века его сближает также трактовка некоторых деталей фасадного декора: крупные, напоминающие закомары кокошники, присутствующие также в украшении барабанов и широкие перспективные порталы с килевидными завершениями.

Столь долгое строительство было связано, очевидно, с бедствиями, обрушившимися на Москву в середине 50-х гг. XVII века. Твердость и усердие жителей Бронной слободы в стремлении построить новый каменный храм и благоукрасить его нашли живейший отклик у одного из видных церковных деятелей той эпохи, известного писателя, просветителя, воспитателя царских детей Симеона Полоцкого. В своем сочинении «Увещание на собрание к созиданию храма Иоанна Богослова» он воздавал хвалу благочестию прихожан, радением которых был возведен новый величественный каменный храм, и уподоблял их библейским суманитянам. Внимание Симеона Полоцкого к храму в Бронной слободе не случайно. Дело в том, что значительная часть местного приходского населения состояла из так называемых «мастеров-иноземцев», точнее из белорусов, во множестве переходивших на русскую службу и селившихся в дворцовых слободах. А так как Бронная слобода сильно опустела после «морового поветрия» 1655–1656 гг., то приезжавшие в Москву белорусы с охотой селились здесь и начинали обучаться местному ремеслу. Вот их-то и любил навещать в Бронной слободе Симеон Полоцкий, не забывая о нуждах своих бывших земляков и радуясь их благочестию.

Конечно, строительство каменного храма, а потом и его внутреннее обустройство потребовали значительных материальных и людских ресурсов от местных слободчан. Осознав, что собственными силами завершить обустройство и украшение храма не удастся, прихожане Иоанно-Богословского храма решились обратиться к самому царю Алексею Михайловичу с коллективной челобитной. В ней они просили царя пожертвовать в храм необходимую для церковного богослужения утварь. Царь удовлетворил их просьбу, прислав всё необходимое.

Следующий важный период в жизни прихожан церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе связан со знаменитым Большим Московским собором 1666–1667 гг. Одним из важнейших результатов работы этого собора стало осуждение старообрядчества. Анализируя причины появления раскола в Русской Церкви, собор архипастырей пришел к выводу о том, что он был вызван отсутствием на Руси «народных» училищ. Восточные иерархи настоятельно рекомендовали царю и пастырям Русской Церкви озаботиться открытием русских школ, где бы систематически изучались славянские и греческие языки и другие важные предметы. Эти призывы привели к положительным результатам — к декабрю 1667 г. относится попытка учреждения славяно-греческого училища в московской Бронной слободе при храме Иоанна Богослова. Программа его должна была выходить за рамки обычной приходской школы — в нее бы включались греческий язык и грамматика. Но самое главное отличие состояло в том, что инициаторами учреждения училища выступали не церковные лица, а светские люди. В 1667 г. прихожанами храма были составлены две челобитные. Одна была адресована царю Алексею Михайловичу. В ней еще раз челобитчики напоминали государю о всегдашнем покровительстве московских царей церкви Иоанна Богослова и просили царского покровительства в деле учреждения нового учебного училища. Вторая челобитная была направлена царскому духовнику протопопу Андрею Савинову, пользовавшемуся исключительным влиянием при дворе и слывшим известным поборником «книжной мудрости». Так что адресат для челобитной был выбран весьма удачно. Состав письма был следующим: «мы, прихожане церкви Иоанна Богослова в Бронниках общей думаю умыслили богоугодную вещь и православному народу полезную, то есть открыть училище славянской грамматики». В лице царского духовника слободчане рассчитывали найти влиятельного заступника их начинаниям, ведь открытие мирского училища было для того времени делом еще новым, что могло вызвать ряд затруднений.

Так как решение учредить подобное заведение было навеяно деятельностью Большого Московского собора, слободчане направили прошения благословить на благоугодное дело и трем патриархам — Московскому патриарху Иосафу, Александрийскому Паисию и Антиохийскому Макарию. В ответ слободчане получили благословенные грамоты от предстоятелей трех Церквей, в которых прихожане Иоанно-Богословского храма благословлялись на открытие училища для просвещения всего православного русского народа. В грамотах также патриархи разрешали священнослужителям использовать облачения греческого образца, а клиросу петь греческим и киевским обычаем. Греческое церковное пение, конечно, сильно отличалось от русского. Что касается «пения киевским обычаем», то тут подразумевалось партесное пение. Будучи связанным с новыми понятиями о полифонии, это пение было в известном противоречии с древнерусской певческой традицией. Здесь носителями новых музыкальных знаний выступали выходцы с Украины.
  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

храм иоанна богослова бронной |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера