Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
Оставить комментарий В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время — самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников, крупнейшая слобода в этой части города. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Большая и Малая Бронные, Палашевский, Гранатный и др. Московские «пансыри» и сабли были настолько хороши, что в 1589 г. бухарские послы испрашивали разрешения купить их. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским по одноименной церкви в честь апостола Иоанна Богослова. Дату основания главного слободского храма, тогда еще деревянного, можно относить к последней трети XVI века в промежутке между 1570 и 1597 гг. На это указывает тот факт, что в документах начала XVII века церковь упоминается в списке храмов, не получавших никогда ругу, то есть денежные или земельные жалования из царской казны. Ругу приходским церквям, официально упраздненным Стоглавым собором 1550 года, еще выплачивали в течение последующих двух десятилетий. Следовательно, первый деревянный храм апостола Иоанна Богослова в Бронной слободе, скорее всего, мог возникнуть только после 70-х гг. XVI века, когда вновь строящиеся храмы уже не получали царскую ругу. В тоже время храм не мог возникнуть позднее 1597 г., так как на Петровском чертеже города Москвы 1597–1599 гг. между Тверскими и Петровскими воротами в слободе бронников уже отмечена Иоанно-Богословская церковь.

Наступившее в начале XVII века Смутное время напрямую коснулось жизни Бронной слободы. Царские оружейники, оставшиеся верными русскому правительству и не желавшие служить «ляхам», представляли серьезную проблему для польско-литовских захватчиков. 19 марта 1611 г. в ответ на произвол поляков в Москве вспыхнул народный бунт. Для скорейшего подавления сопротивления москвичей, враги решили поджечь город с разных концов. Согласно летописи, специальные карательные польские отряды «начаша жещи посады, и городы, и в Белом городе все пожгоша, и деревянный город с посады пожгоша». Слободчане спешно покидали свои разграбленные и сожженные дома. Смута не просто изменила привычный слободской уклад, она фактически уничтожила существование самой Бронной слободы. Лихолетье в буквальном смысле стерло память о прежней жизни слободы бронников. В огне безвозвратно исчезли все приказные, слободские и церковные документы, содержавшие сведения о становлении и первых временах существования Бронной слободы, а вместе с ней и храма Иоанна Богослова на Бронной. Воцарение династии Романовых на российском престоле ознаменовало возрождение Бронной слободы — ее история начинает новый отсчет. Восстановление разграбленной и сожженной страны стало первостепенной задачей правительства царя Михаила Федоровича. С этой задачей удалось справиться лишь к 20-м гг. XVII века. Возрождались ремесла, оживала торговля, начиналось строительство, а вместе с ними возобновлялась и деятельность приказов и дворцовых ведомств. К 1624 г. относится первое, спустя годы Смутного времени, документальное свидетельство о существовании в Москве слободы бронников, возрожденной на своем исконном месте — около стен Белого города, между Тверскими и Никитскими воротами. Постепенно Дворцовая Бронная слобода смогла полностью восстановиться после смутного лихолетья и снова выполнять царские заказы.

Как и при Рюриковичах слобода царских оружейников продолжает пользоваться особым покровительством уже новой правящей династии. В 1615 г. вступивший на царство Михаил Федорович передает в дар храму икону византийского письма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дарственной надписью «От царя Михаила Федоровича», которая стала одной из главных храмовых святынь.

Однако время шло, в середине XVII века слободской уклад постепенно исчезает, территории бывших слобод застраиваются домами знати и военных. В Бронной слободе всё чаще начинают селиться представители элитных слоев общества, стремившихся обзавестись загородными дворами на бывших окраинах быстрорастущей Москвы. Как раз радением этих новых прихожан и началось в 1652 г. строительство на месте деревянной церкви Иоанна Богослова нового каменного храма.

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Бронной слободе, начатый возводиться еще в эпоху русское узорочье, продолжался строиться уже другое время, в эпоху реформ патриарха Никона. Новый стиль, который иногда называют никоновским, полностью смог утвердиться лишь в монастырях. Приходские же храмы не спешили отказываться от столь полюбившихся архитек турных приемов. Они явились образцами синтеза старых и новых канонов церковной архитектуры. И церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе является одним из лучших образцов приходских храмов этого периода. В ее архитектуре можно встретить первые попытки согласовать стиль, ставший уже народным, с новыми — никоновскими — архитектурными канонами. Здесь мы встретим привычные для архитектуры XVII века детали: фасады, расчлененные карнизом на два яруса и украшенные в уровне окон второго яруса полуколоннами, кокошники, отделенные от стены раз витым антаблементом и окна, обрамленные колончатыми наличниками двух типов — с килевидными и треугольными навершиями.

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
  • Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


           Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

    Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

    Вам может быть интересно:

    богослужение 9.11.2014 освящение нижнего придела имя новомучеников исповедников российских видеозапись | пасху храме новомучеников исповедников церкви русской новокосине планируется совершить первое богослужение | церковь новомучеников исповедников российских при соборе михаила архангела пятигорске | прмч киприан нелидов фотография тюрьма огпу 1933 | вел иоанн данилович князья даниил московский александр невский роспись придела даниила московского отцов семи вселенских соборов даниилова мон-ря москве 1991 |

    Предыдущий текст

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной
    Поддержи нас
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера