> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста
3 октября в Музее русской иконы состоялась лекция сотрудника музея Сергея Брюна «Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей». Лекция посвящена одной из древнейших в христианском мире Александрийской богослужебной традиции – ее особенностям, распространению, эволюцию в лоне халкидонской, Коптской и, конечно же, Эфиопской Церкви.

Сегодня мы продолжим наше путешествие по богослужебным обрядам, традициям востока, христианского востока, чему и посвящен наш спецкурс. Сразу же считаю необходимым, сказать, что тот материал, который я подготовил для этого курса, для этой лекции, в частности, это, в общем-то, собранный кропотливым трудом на протяжении многих лет. Но если вдруг кто-то задастся вопросом «А где Ваши степени? », спросит: «А по какому праву Вы занимаетесь, рассказываете о богослужебных обрядах востока? » – считайте меня тем, что немцы называют Privatgelerter, то есть, независимый исследователь, частью – любитель, частью какие-то действительно серьезные вещи удается собирать, публиковать. Поэтому можно быть отчасти снисходительными, можно быть отчасти признательными, что можно чуть меньше двух часов сегодня поговорить об александрийском обряде. Попробуем, чтоб это было полтора, но если что – спасибо за терпение.

Тема сегодняшней нашей встречи: «Александрийский обряд: традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей». В названии сразу же заложена определенная неточность, потому что, конечно же, александрийский обряд – это не только те, кого мы называем сейчас коптами, это не только те, кого мы называем сейчас эфиопами. Это уничтоженная фактически христианская Нубия, то же царство Макурия. Это также, Халкидонская Православная Церковь в Александрии – до XII-XIII века, о чем мы отдельно поговорим во время другой встречи.

Тему достаточно жесткого вытеснения восточных богослужебных обрядов – западно-сирийского, антиохийского, александрийского из лона именно Халкидонской Православной Церкви под нажимом Константинополя. Это отдельная тема, но, тем не менее, богослужебный александрийский обряд – это действительно уникальное, очень многостороннее, стремительно развивавшееся явление, которое, так или иначе, объединяет и объединяло тех христиан, которые жили от самой Александрии на севере, до Нижнего и Верхнего Египта – Нубии, Судана современного, Эфиопии, Эритреи.

Если мы будем говорить об александрийском обряде, то, во-первых, нужно сразу обратиться к месту – к Александрии и к Египту. И надо сказать, что здесь, в самих традициях Коптской Александрийской Церкви, в особенности, в принципе, заложено очень много факторов, отражающих само развитие Египта, как такового. Потому что с момента завоевания Александром Македонским в IV веке до нашей эры, со времени основания Александрии, и дальнейшего становления уже эллинистической державы Птолемеев закладывается такое противопоставление этого нового, возникшего в дельте города великого Александрии и самого Египта. Это словно бы два очень разных мира. Потому что Александрия – это эллинский город, важнейший центр эллинистического мира, а Египет – это провинция, его кормящая, то пространство, куда по берегам Нила, путем крепостей определенных, достаточно небольших городов, проникает держава Птолемеев, контролирует окрестные земли, контролирует окрестные поля. Но общение между именно Египтом и Александрией – это очень сложная тема, и очень неспешный процесс.

С одной стороны, принимается иконография фараона, Птолемеи принимают регалии, инсигнии фараона, как это сделал сам Александр. С другой стороны – очень медленное проникновение коптского, что мы можем сейчас называть, условно говоря, коптского языка и коптских диалектов. То есть, на языке страны не говорят. Клеопатра VII, та самая, знаменитая, более знаменитая, чем шесть её предшественниц, она, славилась тем, что выучила и говорила на египетском языке, что было уникально и нетипично для эллинистических монархов династии Птолемеев, тем более, для женщин. Поэтому действительно это два мира, которые живут по-разному.

Верхний Египет остается центром старого Египта. Верхний – это тот, который глубже в Африку, естественно. И это пространство, где держатся старые культы в прежнем виде, где получают прибежище старые жрецы, и так далее. То здесь, очень сложный процесс происходит. И это действительно, если говорить о державе Птолемеев, которая предваряют римский Египет, греко-римский Египет, который предваряет становление христианского Египта, Египет Птолемеев с IV века до нашей эры до I века, до рубежа нашей эры – это пространство, где действительно мы видим именно противопоставление между столицей и землей, её кормящей.

Потому что те же Селевкиды, эллинистические правители Сирии, покрыли свою державу массой городов. У них была по-настоящему мания градостроительства. И они очень серьезно повлияли на весь ландшафт Сирии, основав и Антиохию, и Апамею, и многие другие города, ту же Селевкию, несколько Селевкий. Там действительно большое стремление равномерно распределить свое влияние. А здесь – нет. Здесь этот город в дельте – и внешнее пространство.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

апостолом-евангелистом лукой | клименту александрийскому | петра александрийского | кириллу александрийскому | аксумском царстве |
Постоянная ссылка: Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей | Православие и мир
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера