> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017
В начало текстаВ конец текста
Этот табот является основной святыней храма; с момента возложения «табота» на святой престол, церковь считается освященной. Это, кстати, с одной стороны, свидетельствует о мощнейшем иудейском влиянии, а с другой стороны, отражает и определенные проблемы исторического развития Эфиопской Церкви. Ведь вплоть до XX в. у эфиопов был либо один, либо максимум четыре епископа на всю страну; при этом, эти епископы были, как правило, коптами. Высший пост церковного служения, открытый для эфиопов был пост «ичиге», т. е. настоятеля крупнейшего монастыря Эфиопии – обители Дебре Либанос. И если епископ, «абуна» наконец прибыл из Египта, то он явно не будет покидать своего города, своей кафедры, ради освящения отдаленных провинциальных храмов. Соответственно, абуна освящает табот, а священники переносят его в свою деревню и возлагают его на святом престоле воздвигнутого храма. Причем табот переносят на главе священника, и табот сокрыт специальными ризами. На раскрытый табот нельзя смотреть. Это считается величайшим святотатством – это же образ Ковчега Завета. Если вы раскрыли табот, вы фактически осквернили храм. В нашем Музее (Музее русской иконы) , который является хранителем одной из крупнейших в Европе коллекций христианского искусства Эфиопии, кстати нет ни одного табота; в Британском Музее хранится целый ряд таботов, и эфиопы регулярно просят их убрать с экспозиции. Так что наш Музей, в этом отношении, совершенно чист, с точки зрения этики и догматики Эфиопской Церкви. Посмотрите на следующий слайд… Это крестный ход, когда священники из разных церквей соединяются в едином шествии; каждый из них несет на главе табот из своего храма. Подобные крестные ходы можно наблюдать в Аксуме, Гондаре, Аддис-Абебе.

Во многом именно из-за этого сосредоточения на Ковчеге Завета и храмовом таботе (как иконе Ковчега) , происходит очень интересное изменение в церковном зодчестве; алтарь сдвигается с востока в центр храма. Конечно же, многие церкви, в особенности древние базилики на севере Эфиопии, в Аксуме, сохранили традиционную форму базилик, с алтарем на востоке. Однако очень многие церкви в Эфиопии (подчас кажется, что подавляющее большинство) строится по принципу концентрических кругов (или квадратов) , с алтарем в центре храма. Квадратные храмы характерны для региона Тиграй. В Гондаре, или на юге – в области Шоа храм круглый, а в него уже вписаны два квадрата. То есть вы входите в круглый храм; внутри круга – квадрат, святилище (или «кеддаса») . А внутри святилища – «кеддаса кеддасе», святая святых, т. е. алтарь. Безусловно, эфиопы восприняли от своей Церкви-Матери – Александрийской Церкви, устремление к огражденному, закрытому алтарному пространству. Однако из-за того, что они сдвигают алтарь в центр храма, у эфиопов появляется уникальная, четырехгранная алтарная преграда. С четырех ее сторон – царские врата; открываются все, кроме восточных. Восточные же врата откроются сами, в день Страшного суда. Интересно что эта, построенная на принципе концентрических кругов, форма церковного зодчества переносятся и на другие постройки. Вот, к примеру, не церковь, но ризница знаменитого монастыря Аввы Гаримы. Это именно ризница, а не храм. Дворцы царей (негусов) и князей (расов) вплоть до начала XX в. строились по этому же концентрическому принципу и представляли собой круглые постройки. Посреди дворца, естественно, располагалась не святая святых, но основные покои владельца дома.

Быть может, самым известным памятником архитектуры Эфиопской Церкви связаны с именем царя Гондара династии Загве, имя которого Гебре Мескель Лалибела. Правил он во второй половине XII в. Вот его изображение на одной из эфиопских фресок XV в. Гебре Мескель Лалибела это, опять же, его символическое, тронное имя. Эфиопские негусы, подражая исламским халифам и султанам, принимали особые имена при восшествии на престол. Ведь арабские халифы часто принимали одно из 99 имен Аллаха. Если говорить о султанах, то «Салах-ад-Дин» значит «защитник веры»; до этого он был курдским вельможей, имя которого было Юсуф ибн Айюб. Христианские негусы переняли эту традицию. Последний император Эфиопии, задушенный в 1974 г. принял имя «Хайле Селассие», что значит «Сила Св. Троицы». Что касается Гебре Мескеля Лалибелы, то его имя означает «Святой Крест» (Гебре Мескель) и «Тот кому покорны пчелы» (Лалибела) .

Когда Салах ад-Дин отбил у крестоносцев Иерусалим, в 1187 г., для христианского Востока это действительно стало событием катастрофическим, напоминающим гнев Божий (радовался этому событию разве что византийский император) . И тогда негусу Гебре Мескель Лалибеле явился ангел, который возвестил, что неверные взяли Иерусалим, и что Господь требует, чтобы негус на своих землях воздвиг новый Иерусалим. Так, после откровения, данного негусу, были созданы 13 церквей (неверно считать, что их всего 11) , высеченные из монолита.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

апостолом-евангелистом лукой | клименту александрийскому | петра александрийского | кириллу александрийскому | аксумском царстве |
Постоянная ссылка: Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей | Православие и мир
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера