Об Иисусе Христе. Попытка современной православной христологии : ...

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
] [ В блог ] 18 февраля 2011 г. Бортник Сергей В православном богословии традиционным учением о Христе является христология Вселенских соборов. В попытке абстрагироваться от этих привычных схем автор рассматривает понимание личности Христа с других позиций. Он обращается к некоторым принципиальным вопросам христологии Нового времени, а также освещает ряд вопросов, поставленных в различных богословских дискуссиях. Каждый раздел начинается догматическим утверждением, которое затем разворачивается и обосновывается. «Мифологическая школа» Воплощение Иисуса Христа было историческим событием. Он действительно был человеком, «распятым за нас при Понтии Пилате».

Одним из радикальных вызовов в христологии стала «мифологическая школа», отрицавшая Христа как историческую личность. «Отцом мифологизма» можно считать Шарля Дюпюи ( 1742-1807 ) , деятеля Французской революции. Глубоко ненавидя христианство, он принимал активное участие в гонениях на Церковь. Позже возродить мифологизм пытался немецкий философ-гегельянец Бруно Бауэр ( 1809-1882 ) .

Однако самым активным пропагандистом теории мифа стал Артур Древс ( 1865-1936 ) . Все аргументы против историчности Иисуса он суммировал в книге «Миф о Христе». Вера в историческую действительность Иисуса является, по его мнению, главным препятствием для религиозного прогресса. Его идеи были раскритикованы в научных кругах, однако еще долго пользовались идеологической поддержкой в советской России.

Контраргумент на подобные упреки – тот факт, что историчность существования Христа подтверждается и в нехристианской литературе. Среди них сочинения Плиния Младшего (ок. 112) , Тацита (ок. 115) , Светония (ок. 120) и более ранние свидетельства, такие как, например, знаменитый отрывок из Иосифа Флавия (ок. 93) , хроника Фаллуса Самаритянина, написанная в Риме (ок. 60) , или письмо сирийца Мара Бар Сарапиона (73) [1]. Поиск «исторического Иисуса» [2] «Иисус есть Христос» ( Ин. 20, 31 ) . Человек Иисус и есть Христос, т. е. помазанник, Мессия. Он является вочеловечившимся Сыном Божиим, одним из Пресвятой Троицы.

XIX век стал временем поиска «исторического Иисуса», т. е. раскрытия культурных, исторических и географических обстоятельств жизни Христа. Это направление подчеркивало «радикальный историзм» своего подхода и искало внешние влияния на формировавшееся христианство. Ряд авторов этого направления, среди которых Давид Штраус (1836) и Эрнест Ренан (1860) , написали книги с общим названием «Жизнь Иисуса». В своих работах они стремились выявить образ Иисуса «как он был на самом деле», противопоставляя его «догматическому Христу», как он традиционно изображен в Евангелиях.

Началом исследований «жизни Иисуса» в рамках протестантского богословия считаются критические импульсы Германа Самуэля Раймаруса ( 1694-1768 ) , которые были позже подхвачены Фридрихом Штраусом ( 1808-1874 ) . Они разделяли Иисуса в его иудейском пророчески-апокалиптическом образе и христианство, противопоставившее себя иудаизму как изобретение апостолов. Важным было объяснить сверхприродные деяния Христа с рациональной точки зрения. Они интерпретировали миф не как выдумку, а как форму восприятия Христа более поздними поколениями учеников. Именно мифическому воображению приписывались нарушение законов природы, противоречия между различными преданиями и распространение на Иисуса ветхозаветных мотивов.

До сих пор в западном богословии встречается противопоставление «иисусологии» как исследования обстоятельств бытовой жизни Христа, различных особенностей его эпохи, с одной стороны, и «христологии», как она рассматривается в догматическом корпусе церковного учения, с другой стороны. Такое разделение в некотором смысле можно оправдать.

Этому есть две причины. Во-первых, уже в среде первого поколения христиан было мало интереса к подробностям земной жизни Христа. Особенно это проявляется в посланиях апостола Павла. Его убежденность в словах: « Если мы и знали Христа по плоти, то теперь уже не знаем » ( 2 Кор 5: 16 ) . И Никео-Цареградский символ веры ничего не говорит о Христе между Его вочеловечением и распятием.

Другая причина – постепенный отход от культуры того времени. Постепенно было предано забвению то, что представлялось второстепенным или само собой разумеющимся, но что придавало колорит и делало образ Христа живым в восприятии определенных поколений. То, что было очевидным ранним христианам и без объяснения, перестало быть очевидным для их потомков. Следствием этого стало ощущение отдаленности Христа от реальной жизни современного человека.

Конец 19-го и начало 20-го вв. стали временем развенчания либерального подхода, ставившего под сомнение авторитет Евангелий. В результате библейских исследований было доказано, что Евангелия являются не просто источниками биографических данных о Христе, а выражениями веры христиан. Уже евангелие от Марка, т. е. древнейшее из канонических Евангелий, является выражением догматики христианской общины, а не просто записью происходивших событий в жизни проповедника Иисуса. Даже небольшие части Евангелий писались в керигматическом ключе, т. е. с осознанием как уже совершившегося факта того, что Иисус воскрес и был прославлен.
 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иоанн креститель евангелисты передняя панель трона архиеп максимиана 546-556 архиепископский музей равенна | распятие смерть иисуса христа глава закона божия протоиерея серафима слободского | миссорий имп феодосия великого 388 королевская академия истории мадрид | кор кастилии хуана безумная 1496–1500 худож хуан фландес музей истории искусств вена | богоматерь коронует имп иоанна цимисхия тетартерон |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Об Иисусе Христе. Попытка современной православной христологии : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера