Источник текста

К 125-летию Государственного Исторического музея (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"


Телепрограмма «Православная энциклопедия», которая выйдет в эфир 31 мая в 8: 30 утра, также будет посвящена юбилейной дате. В недалеком прошлом одна из рубрик программы так и называлась «История России в Историческом музее».

Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил директору и сотрудникам музея поздравительное послание.

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла руководителю Администрации Президента Российской Федерации А. Э. Вайно с 45-летием со дня рождения Многоуважаемый Александр Иванович! Уважаемые сотрудники Государственного Исторического Музея!

Сердечно поздравляю коллектив Музея с 125-летием со дня основания Государственного Исторического Музея!

В вашем Музее, в крупнейшем национальном историческом музее России, собраны уникальные экспонаты, раскрывающие историю и культуру нашего многонациональной государства с древнейших времен до наших дней. Трудами многих поколений из самых разных слоев российского общества было создано многогранное собрание Музея, которое представлено в отделах археологии и нумизматики, дерева и оружия, металла и драгоценных камней, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, тканей и костюмов, картографии и других изобразительных материалов.

С именем Музея неразрывно связана деятельность таких выдающихся деятелей и ученых как А. С. Уварова, И. Е. Забелина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и многих других.

Культурно-просветительская и научно-исследовательская работа научных сотрудников Государственного Исторического Музея, в том числе в области музеологии, по праву считается высоко профессиональной и высоко ценится как в России, так и за границей. Уникальная коллекция Музея является важнейшей фундаментальной базой для научных исследований широкого круга специалистов: историков, археологов, архивистов, нумизматов, этнографов и искусствоведов.

Немаловажную роль играет и работа Музея по сохранению и изучению культурных ценностей. В состав Музея входят такие филиалы как: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей Новодевичьего монастыря», «Церковь Троицы в Никитниках», ансамбли Измайлова и Крутицкого подворья, «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Музей Александровского монастыря».

Мы высоко ценим ту поддержку, которую Вы оказываете научным исследованиям в области церковной истории, изданию «Православной энциклопедии» и выпуску других научно-исторических трудов.

Еще раз поздравляю руководство и весь коллектив Государственного Исторического Музея с этой памятной датой и желаю Вам благополучия, процветания и успехов в Вашей разнообразной научной деятельности! + ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ Фото - иерей Игорь Палкин, Седмица. Ru Президент России Дмитрий Медведев поздравил коллектив Государственного Исторического музея со 125-летием со дня основания: «За время своего существования музей превратился в один из ведущих отечественных культурных центров. В его залах собрана крупнейшая в нашей стране коллекция памятников истории – уникальных экспонатов, имеющих поистине мировое значение, – говорится, в частности, в поздравлении. – Знакомство с разнообразными экспозициями и выставками музея – это прекрасная возможность для многочисленных посетителей прикоснуться к богатейшему духовному и культурному наследию народов России, открыть для себя удивительный мир истории.

Подлинным достоянием музея стал его замечательный коллектив. Здесь «выросло» не одно поколение известных историков, музееведов, культурологов специалистов высокого уровня, талантливых единомышленников, искренне увлечённых любимым делом».

Государственный Исторический музей Государственный Исторический музей – крупнейший национальный исторический музей России. Его огромное собрание, единственное в стране по численности и полноте, представляет историю и культуру многонациональной России, государства с древнейших времён до наших дней.

Музей основан в 1872 г. по инициативе общественности. Начало собранию положили материалы исторического и севастопольского отделов Политехнической выставки 1872 г. в Москве. Организационный комитет по устройству музея (Н. И. Чепелевский, А. С. Уваров, А. А. Зеленой и др.) , получив в феврале 1872 г. высочайшее разрешение на учреждение в Москве музея им. Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича Александра Александровича, был преобразован в Управление музея. В январе 1873 г. утверждены «Общие основания музея», в которых сформулирована основная цель музея – «служить наглядной историей», для чего «будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства». Первый музейный Устав, составленный А. С. Уваровым, утверждён в августе 1874 г.

В мае 1881 г. музей получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. В 1881 г. музей был передан в ведение Министерства народного просвещения, приобрел статус правительственного учреждения. Почётным председателем был назначен вел. кн. Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А. С. Уваров, с 1885 г. – И. Е. Забелин. Последним почетным председателем музея был вел. кн. Михаил Александрович. С мая 1894 г. музей стал именоваться Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III.

После октября 1917 г. возникла угроза расчленения собрания музея и изъятия части его коллекций, специальная комиссия Наркомпроса определяла пути его реорганизации. С февраля 1921 г. титульное название музея – Государственный Исторический музей (ГИМ) .

В 1922 г. к ГИМ был присоединён музей Дворянского быта 40-х годов в Москве. В 1928 г. в ведение музея на правах отделений (филиалов) переданы: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря»; в 1932 г. – Палаты бояр Романовых; в 1934 г. – «Новодевичий монастырь».

По новому Уставу основой всех направлений деятельности ГИМ стала научно-исследовательская работа. «Положение о Государственном Историческом музее (ГИМ) » (1928 г.) включило в сферу научных интересов музея и современность, акцент в работе музея сместился к пропаганде. Реорганизации основных структур музея в течение 1930–1940-х годов проводились в соответствии с идеологическими потребностями времени. Положение о музее 1940 г. закрепило приоритет исследовательской деятельности музея.

Указом Президента РФ от 18 декабря 1991 г. музей отнесён к особо ценным объектам культурного наследия России. Положением, утверждённым Правительством РФ 11 июля 1994 г., музей определён как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, за ним закреплена роль головного научно-методического центра для исторических и краеведческих музеев России.

В состав музея входят филиалы: «Новодевичий монастырь», «Покровский собор», «Церковь Троицы в Никитниках», «Палаты XVI–XVII вв. в Зарядье», Музей В. И. Ленина, ансамбли Измайлова и Крутицкого подворья.

В разработке научной концепции музея, ставшей важным этапом в становлении национального самосознания, принимали участие ведущие историки России – Соловьёв, Румянцев, Буслаев, Иловайский, Забелин, Ключевский. Пополнением и популяризацией собрания занимались учёные различных поколений и научных школ: Д. Я. Самоквасов, В. И. Сизов, В. А. Городцов, В. Н. Щепкин, П. О. Бурачков, А. Ф. Лихачёв, А. В. Орешников, Н. П. Кондаков, Д. А. Ровинский, А. Я. Брюсов, Д. Н. Эдинг, Ю. В. Готье, М. Н. Тихомиров, Б. Н. Граков, А. В. Арциховский, А. П. Смирнов, Б. А. Рыбаков, В. Л. Янин, С. О. Шмидт и др.

Научная школа ГИМ, как в области фундаментальных исследований, так и собственно музеологии, пользуется заслуженным авторитетом в России и за рубежом. С музеем связаны имена Е. Ф. Корша, Г. Л. Малицкого, Н. М. Дружинина, A. M. Разгона, Н. А. Ашариной, В. Н. Воронова, А. Б. Закс, Л. П. Минарик и др. музеологов.

Здание ГИМ – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. в присутствии имп. Александра II и цесаревича Александра Александровича. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И. Е. Бондаренко, А. П. Попов, И. К. Айвазовский, В. М. Васнецов и др. Планировка залов подчинена логике экспозиционного показа важнейших этапов исторического развития России. Парадные сени предваряли знакомство с экспозицией (роспись свода с «Родословным древом государей Российских» выполнена Ф. Г. Тороповым) . Карнизы, наличники, мозаика пола экспозиционных залов стилистически воспроизводят детали архитектурно-художественного убранства представляемых эпох. Произведения искусства на исторические сюжеты органично дополняют это убранство: живописный фриз «Каменный век» (В. М. Васнецов) , картины «Похороны руса в Булгаре» и «Святослав под Доростолом» (Г. И. Семирадский) , эскиз картины «Крещение князя Владимира в Херсонесе» (Ф. А. Бронников) . В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.

В 1986–1997 гг. ГИМ был закрыт на капитальный ремонт и реставрацию. В музее проведены инженерно-технические работы по приспособлению здания к современным требованиям музейного хранения и экспонирования. По завершении всех работ ГИМ открыл залы для посетителей в том виде, как он проектировался в конце XIX – начале XX в.

В формировании собрания музея приняли участие самые различные слои российского общества. Среди фондообразователей – государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, подарил музею П. И. Щукин. Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А. А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И. А. Вахрамеев, художественных произведений – П. Я. Дашков.

1920–1930-е годы стали временем передачи в ГИМ коллекций из Государственного музейного фонда и расформированных музеев («Старая Москва», Румяцевский музей, Военно-исторический музей и др.) . В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В. И. Ленина его коллекции переданы в ГИМ.

В хронологическом отношении коллекции ГИМ отражают историю от палеолита до Новейшего времени. Специфику собрания определяет ориентация на приобретение не только уникальных, но «главным образом типовых предметов, систематически вводящих зрителя в бытовой порядок минувшей жизни» (по определению И. Е. Забелина) . Богатейшее собрание хранится в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла и синтетических материалов, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, книжном фонде. Для пополнения фондов регулярно проводятся историко-бытовые экспедиции, закупки на аукционах и у частных лиц.

Для посетителей музей был открыт в 1883 г., в день коронации императора Александра III. Первая экспозиция (11 залов из запроектированных 43) охватывала период с древнейших времён до XII в. и имела археологическо-вещеведческую и искусствоведческую направленность. В основу показа был положен тематический план А. С. Уварова. Экспозиция музея была выполнена в соответствии с научными представлениями того времени и выгодно отличалась от западноевропейских музеев географической и хронологической систематизацией материалов. Новацией в музейном деле стала попытка экспонировать памятники по единому научному плану.

Определенный результат для отработки методики экспозиции общеисторического плана дали многочисленные выставки, проходившие в музее начиная с 1880-х годов; среди них – Археологическая (1889) , Среднеазиатская (1891) , Географическая и археологическая (1892) . С 1909 г. стало традицией проводить юбилейные выставки, посвященные писателям, художникам, государственным деятелям, памятным историческим датам.

В 1917 г. было открыто ещё 5 залов, экспозиция была доведена до XVI в., хотя в неё были внесены и памятники XVII–XIX вв.

Государственный Исторический музей 1920–1940-е годы стали временем активных исканий специалистов музея в области методики построения экспозиции. Ориентация на синтетический характер экспозиции (включавшей историко-бытовой материал и интерьерные типологические реконструкции) сочеталась с фондовыми выставками (систематический ряд) . Одновременно с подготовкой фондовых выставок «Крестьянское искусство XVIII–XX вв. » ( автор B. C. Воронов, 1921–1923 ) , «Автографы государственных деятелей России» (1923) , «Византийские памятники» (1924) , «История крепостного хозяйства и быта» (1925–1926) , «История тканей», «Москва в старинных изображениях» (1926) , «Труд и быт рабочего населения Урала» (1926) , «История торгового капитала в России» (1929) продолжалась работа по выявлению экспозиционных аспектов показа в общеисторической проблематике. Поиск новых путей и методов показа был тесно связан с развитием исторической науки, расширением её источниковой базы. Городцов, Готье, Н. Б. Бакланов, Г. А. Новицкий последовательно отстаивали предметность экспозиции перед её «идейностью».

Историческая экспозиция ГИМ 1932 г. включала не только вещевые и документальные комплексы, но и научные реконструкции, модели, схемы. Экспозиционные комплексы строились по типу «музейного предложения», подлинники иллюстрировались картами и макетами. По определению П. Г. Рындзюнского, материал экспозиции «эклектически сочетал отвлечённую формулу с вещевым её оформлением». В 1933 г. к 50-летию музея открылась выставка, подводившая итоги его работы за годы советской власти. В ней отразились не только результаты собирательской и научной работы музея, но и итоги поиска в области методики построения экспозиции. К 1934 г. экспозиция музея размещалась в 18 залах. Последний был посвящён XVIII в. В 1937 г. была открыта новая экспозиция – от древнейших времён до реформы 1861 г. В её основу был положен тематический принцип, сочетавший исторические реконструкции типологических памятников с подлинными источниками документального, вещевого и изобразительного характера. В связи с размещением на 2-м этаже Пушкинской выставки (1937) историческая экспозиция была «втиснута» в залы 1-го этажа (от археологии до конца XVIII в.) .

В годы Великой Отечественной войны музей организовал ряд тематических выставок военно-патриотической направленности, материал для которых был собран на полях сражений: «Антифашистская» (1941) , «Суворовская» (1942) , «700 лет Ледового побоища» (1942) , «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (1943) , «Партизаны Белоруссии» (1943) и др. По возвращении в 1943 г. части собрания из эвакуации в г. Кустанай началась работа над основной тематической экспозицией. В 1945 г. было открыто 30 залов, концепция которых не представляла единого целого. В 1957 г. проведена реэкспозиция всех залов и создана систематическая экспозиция по истории России с древнейших времён до 1917 г.

Комплексно-тематические экспозиции 1950–1960-х годов («Победа советского народа в Великой Отечественной войне», 1965; «Советский народ в период развёрнутого строительства коммунизма», 1967) , хотя содержательно определялись во многом государственной идеологией и текущими задачами партийной пропаганды, основывались на новых методиках комплектования и продолжали творческую разработку проблем музейного отражения современной истории, последовательно осуществляя принцип предметности и чёткое выявление экспозиционных доминант.

В 1970-е годы вновь был взят курс на полную реэкспозицию музея. Большая часть залов 2-го этажа отводилась современному периоду. Сменяли одна другую подготовительные выставки будущей экспозиции: «БАМ – стройка века» (1977) , «Права, завоёванные Октябрём» (1977) , «Славный путь Ленинского комсомола» (1978) , «Подвиг земли Тюменской» (1981) , «Единый могучий Советский Союз» (1982) , «От Уренгоя до Карпат» (1984) . В 1986 г. в связи с решением о закрытии музея на капитальный ремонт и реставрацию экспозиция ГИМ была демонтирована.

С 1987 г. музей проводил большую выставочную работу, организовывая (как в России, так и за рубежом) тематические фондовые выставки: «1000 лет золотого и серебряного дела», «Золотая нить России», «Русский исторический портрет», «Костюм народов России», «Фаберже и его современники», «От Октября до перестройки», «Святое искусство России» и др.

Традиции, широкие научные связи, источниковая база собрания – основа научно-исследовательской работы ГИМ. С коллекциями музея работают историки, археологи, архивисты, нумизматы, этнографы, искусствоведы. В 1925 г. в ГИМ создан институт практикантов, в котором учились А. П. Смирнов, П. А. Дмитриев, Л. В. Черепнин, Т. А. Борзова, А. В. Арциховский и др., ставшие впоследствии крупными историками.

Основными направлениями исследований в ГИМ являются научно-экспозиционное (разработка концепций будущих экспозиций и выставок музея) , музейное источниковедение (история и культура России от раннего средневековья до наших дней) на основе собрания материальных, документальных и изобразительных источников, научное описание, каталогизация коллекций, исследования в области хранения, консервации, реставрации различных типов источников, музееведческие исследования (история, теория, методика музейного дела в России) . В 1970 г. организованы социологические обследования музейной аудитории, психологии восприятия экспозиции различными возрастными и социальными категориями посетителей. В 1980-е годы, как направление в просветительной работе музея, стала развиваться музейная педагогика. Традиционны связи с АН и АПН. В ГИМ работает 12 проблемных советов. В составе учёного совета – представители институтов истории и археологии РАН, Московского университета, музеев Москвы. С 1993 г. проводятся конкурсы по итогам научных исследований. Ежегодно собирают большую аудиторию Забелинские научные чтения.

ГИМ – крупнейший культурно-образовательный центр. В 1874 г. была учреждена комиссия народных чтений, с 1889 г. в музее работала аудитория (позднее перестроенная и преобразованная в читальный зал при книжном собрании) , где читались публичные лекции по русской истории, культуре, проводились заседания научных обществ. В 1889 г. в музее были проведены только 3 экскурсии, с 1912 г. начинается систематический рост числа посетителей. В годы Первой мировой войны проводились экскурсии для воинских частей. В начале XX в. в музее были проведены методом визуального наблюдения и анкетирования первые исследования по восприятию посетителями экспозиции.

В 1918 г. был создан отдел «показательной части» (для организации экскурсий по экспозиции музея) , который в 1922 г. был переименован в отдел популяризации коллекций. Развитие экскурсионного дела как традиционной формы научно-просветительской работы связано с именами Н. С. Воскресенской, Е. П. Закалинской, С. Н. Басниной, О. Т. Козловой, А. В. Гусаркиной, Н. А. Мальцевой, Г. И. Горшковой, Ю. И. Овчинниковой и др.

Экскурсии развивались от отдельных тематических циклов к циклам обзорным, сквозным по различным аспектам истории и культуры («Страницы истории России в XI–XVIII вв. », «Россия с древнейших времён до XV в. », «Политологические экскурсии по способам производства» и т. д.) . Абонементные тематические экскурсии объединяют экспозицию ГИМ и филиалов. По типам это экскурсии-лекции, уроки (в соответствии со школьной программой) . Новыми формами научно-просветительской работы музея в 1993 г. стали театрализованные экскурсии, программы, сочетающие традиционную экскурсию с фольклорным и костюмированным (на историческую тему) представлением, показ слайд-фильмов («Первые Романовы», «Иван Фёдоров», «Смутное время») .

В 1970-е годы в музей расширил аудиторию за счёт работы с детьми младшего возраста (6–8 лет; автор методики О. Н. Кокшайская) . Свыше 80 лет при музее работают кружки и с 1980-х годов клубы. Возникают клубы для взрослых («Педагогический клуб») . Обширна лекционная тематика музея. В середине 1990-х годов по результатам многочисленных исследований подготовлены детские и взрослые музейные настольные и компьютерные игры.

Государственный Исторический музей Юбилейные выставки в Историческом музее Две выставки открылись в Историческом музее с разницей в считанные дни, и повод у них один — 125-летие музея, так что, по существу, их можно считать двумя разделами одной и той же юбилейной выставки. Одна — та, что открылась чуть позже — даже и называется с ожидаемой мерой громогласности «Открываем РИМ! », где имя латинской столицы оборачивается на самом деле аббревиатурой первоначального названия учреждения (Российский исторический музей императора Александра III) . Впрочем, римские и вообще классические ассоциации здесь все-таки уместны (как это ни странно) — исходя из самой идеи основанного век с четвертью назад музея.

Исторический музей, точнее, музей национальной истории как таковой — вещь с не такой уж богатой историей. Как минимум до начала XIX века сколько-нибудь значимая коллекция, во-первых, была частной (или, по крайней мере, принадлежала государству в лице монарха, и никак иначе) , а во-вторых, национальная специфика ей была скорее противопоказана. Напротив, ее ценность измерялась именно что всемирностью и универсальностью: художники, которыми принято восхищаться во всем крещеном мире, да еще антики, значимость которых опять же без всяких пояснений понятна посетителю из любой страны. Национальное искусство ко всему этому прилагалось в основном в виде малозначительного дополнения (вот и наши живописцы тоже могут делать все как у больших) , а национальное прошлое — в виде разве что отдельных реликвий, связанных с династической историей.

Взрыв национальных сантиментов в первой половине XIX столетия все изменил. Теперь устройство музеев тут и там стало делом такого же общегосударственного значения, как прежде репрезентация королевской власти. Новые музеи должны были свидетельствовать о величии той или иной нации, о том, что греко-римские древности — это очень мило, но у нас, немцев ( шведов, австрийцев и проч. ) , есть собственная гордость. И собственная античность. Ну, помладше, конечно, чем античность общечеловеческая, но зато эту специфичность мы можем всячески обыграть, на то нам и нужно искусство архитекторов и художников, оформляющих новые музеи.

Поэтому практически всякий музей национальной истории, созданный в позапрошлом веке, — немного храм славы и немного театр. В нем невероятно важны не только сами экспонаты, но и оформление экспозиции. Она должна была не просто выглядеть информативно, но и стимулировать в посетителе как банальную любознательность, так и патриотическое благоговение. Исторический музей на Красной площади в этом смысле образец поздний, но очень показательный, о чем лишний раз свидетельствует вторая из упомянутых выставок " Музей и художник " . Ее первый сюжет — как раз участие художников в создании этой сложной и богатой храмово-театральной музейной среды: живописные панно, в лицах изображающие представляемые экспонатами истории, эскизы оформления залов и т. д. Есть, например, картоны для знаменитого васнецовского " Каменного века " , этюды Серова и Коровина для неосуществленной росписи " Куликовская битва " , украшавшие экспозицию полотна Семирадского и Айвазовского, а также узорчатые оформительские эскизы академика Шервуда. Современный выставочный дизайн наверняка показался бы живописцам времен Александра III убогим и скучным; выставочная витрина была для них не столько самоценным предметом, сколько элементом, который нужно было художественно встраивать в общую систему пышного стилизаторского декора. Иначе вместо официально ожидаемого " Мы — русские, какой восторг! " получится всего-то " Мы — русские, как интересно " .

С другой стороны, выставленные на публичное обозрение древности были очень кстати для всех остальных тогдашних художников, которым нужен был подлинный исторический колорит. Это касалось не только, скажем, живописцев, которым нужно было по академической надобности правильно изобразить какой-нибудь зубодробительный летописный сюжет, но и художников театра — до натуралистичных костюмно-бутафорских подробностей публика в те времена была охоча чрезвычайно. Словом, получается, что художественной общественности очень повезло с открытием музея, а уж открытию как таковому и посвящена выставка " Открываем РИМ! " Точнее, не только открытию (о котором рассказывают связанные с самой инаугурационной церемонией экспонаты) , но и первоначальному кредо главного исторического музея империи. В нем не должно было быть запасников и особых кладовых, то есть от посетителя ничего не полагалось скрывать. После того как не только жизнь музея, но и история государства сделала самые невероятные кульбиты, намерение оказалось утопическим. Сейчас в экспозиции всего 1% от предметов, хранящихся в фондах. Но самое интересное из этих 99% музей обещает в честь своего юбилея извлечь из хранилищ.


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

К 125-летию Государственного Исторического музея (комментарий в свете веры) — Статьи — ... |
Опубликована электронная версия I тома ... ... г.) ; - сопровождение информационных сообщений комментариями, отражающими проявление данного события в различных сферах общественной жизни: в свете веры, в русле истории, в аспекте культуры, в интересах нации, в цифрах и фактах, в зеркале СМИ, в контексте права; - публикация оперативной, объективной и компетентной информации о значимых событиях в религиозной жизни общества; - формирование электронной библиотеки церковно-научной литературы, источников по истории Церкви и богословию. Телевизионная студия «Бакалавр» Существует с 2003 года, создана по указанию и благословению Патриарха Алексия II. Ее учредителями стали Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Большая Российская энциклопедия и Российская Академия наук. Работая над телепроектами, мы тесно сотрудничаем с Московской Патриархией, с иерархами Русской Православной Церкви, а также привлекаем к работе ведущих отечественных историков Русской Православной церкви. Студия «Бакалавр» имеет эксклюзивное право на съемки Святейшего Патриарха и доступ к редким архивным материалам. В телестудии «Бакалавр» уже накоплен большой архив Патриаршего служения, который продолжает пополняться. Ссылки по теме 24 октября ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: К 125-летию Государственного Исторического музея (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"