Святитель Агафангел. Часть 2 Православие.Ru

  001  002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Но, как и нужно было ожидать, волны “свобод” всколыхнули только нашу собственную грязь, брызги которой нас же и запачкали, а он – пререкаемый – остался чистым и незапятнанным…» [4] Своим беспорочным служением архиепископ Агафангел снискал почитание всей Русской Православной Церкви. В 1917 году, как старейший по хиротонии иерарх, он возглавил в Москве выборы Московского митрополита и 21 июня 4 июля 1917 года в храме Христа Спасителя совершил в сослужении епископов и московского духовенства литургию, а после окончания молебна произнес слово, в котором от имени Святейшего Синода благословил предстоящее избрание Московского митрополита.

Как только обстоятельства позволили, Российская Православная Церковь вновь стала готовиться к созыву Всероссийского Собора. Указом Святейшего Синода архиепископ Агафангел был назначен членом предсоборного совещания, затем председателем отдела предсоборного совета о епархиальном управлении и членом Собора. Собор открылся на Успение 1917 года. Самым главным деянием Собора стало избрание патриарха, которое состоялось на одиннадцатый день после октябрьского переворота – 5 18 ноября 1917 года. Указом Святейшего Патриарха Тихона и Синода от 28 ноября 11 декабря 1917 года, по утверждении Всероссийским Собором, архиепископ Агафангел был возведен в сан митрополита.

Объявленные Временным правительством свободы очень скоро обернулись разгулом вседозволенности представителей новых властей: начались убийства, осквернение святынь. В Ярославле возле церкви Богоявления было устроено зловонное отхожее место, возле церкви Николы Мокрого разлагался труп лошади. В сентябре, якобы по требованию рабочих, выборными от рабочих и милицией под охраной специальных караулов были произведены «узаконенные» грабежи – обыски в Спасском и Казанском монастырях, в кладовых под церквями, а также в магазинах с целью обнаружения и захвата продуктов питания. Обстановка в городе становилась напряженной.

Октябрьская революция завершила игру в свободы, установив режим «диктатуры пролетариата», начав репрессии против представителей всех слоев населения, в которых она видела врагов нового режима. В ответ на террор по территории России прокатилась волна народных протестов и восстаний, беспощадно подавленных властями. 6 июля вспыхнуло Ярославское восстание, против которого были посланы части регулярной армии. Артиллерийский обстрел и бомбежка разгромили город, более всего пострадали храмы и монастыри, особенно древний Спасский. «Да, можно сказать, его [Спасского монастыря] уже не существует, он в развалинах, – писал святитель Агафангел брату Владимиру. – Слава Богу, чудотворная Печерская икона и святые мощи благоверных князей сохранились невредимыми. Все остальное разрушено и погибло в огне» [5]. Заняв город, власти устроили расправу над местным населением, которая сопровождалась расстрелами городского духовенства. Не имея никакой возможности предпринять что-либо для их защиты, владыка Агафангел заботился об их молитвенном поминовении: для Поместного Собора был составлен список жертв «ликвидации белогвардейского мятежа»; оказывалась посильная материальная помощь осиротевшим семьям.

Весной 1918 года была образована делегация Высшего Церковного Управления для защиты перед правительством имущественных и иных прав Православной Церкви. На одном из ее заседаний делал сообщение о положении в Ярославской епархии митрополит Агафангел.

Советские власти откровенно встали на путь прямой конфронтации по отношению к Церкви. В июне 1918 года Святейший Патриарх Тихон был привлечен следственной комиссией Московского революционного трибунала в качестве обвиняемого и арестован. 18 июня митрополит Агафангел в числе членов Высшего Церковного Управления, Священного Синода и Высшего Церковного Совета подписал ходатайство в Совет народных комиссаров об освобождении Патриарха.

В 1922 году правительством начата была кампания, имевшая целью устранение Патриарха и ограбление Церкви. Она известна как кампания по изъятию церковных ценностей под девизом помощи голодающим Поволжья. Сбор пожертвований, начатый по призыву Святейшего Патриарха во всех храмах, был запрещен постановлением ВЦИК от 10 23 февраля 1922 года и заменен насильственным изъятием всех церковных ценностей, в том числе священных сосудов и прочих богослужебных церковных предметов. Святейший Патриарх Тихон осудил постановление как акт святотатства. Так же восприняли его и верующие. В губернских и уездных городах изъятие началось с кровопролитных столкновений. Извращая факты, чекисты возложили ответственность за кровавые столкновения на духовенство. 4 мая 1922 года Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление о немедленном привлечении Патриарха Тихона к суду и применении «к попам» высшей меры наказания.

Вновь оказавшись в заключении, 12 мая 1922 года Патриарх Тихон временно передал высшую церковную власть в Русской Православной Церковью митрополиту Агафангелу, избрав его своим Заместителем. «Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется разрешение и гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления» [6], – писал он митрополиту Агафангелу.

Но исполнению этого распоряжения сразу были созданы препятствия. Один из священников, вошедших в соглашение с ГПУ, В. Красницкий, тут же поехал в Ярославль, чтобы договориться с митрополитом Агафангелом о поддержке создаваемой при поддержке властей в недрах Православной Церкви антиканонической «Живой церкви» или, в случае его сопротивления, помешать ему принять управление Церковью. Митрополит Агафангел отказался сотрудничать с ГПУ.
  001  002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

агафангела соловьёва | агафангелу преображенскому | агафангелу соловьёву | мария тучкова | мученичество святых климента анкирского агафангела миниатюра минология 1322–1340 bodl fol 44v |

Источник текста


Постоянная ссылка: Святитель Агафангел. Часть 2 Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера