История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570-633, Глава 3 - читать, ...

  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031   032  033   034
В начало текстаВ конец текста
521] Сведения о походе на Зат ар-Рика́ настолько путаны, что у Ибн Са́да к нему отнесен эпизод с чудесным спасением Мухаммада, рассказанный у Ибн Хишама в связи с Зу-Амарром; разнобой наблюдается и в определении племен, против которых направлялся Мухаммад. Число участников указывается: 400, 700, 800 человек. Не исключено, что один поход на гатафан в рассказах участников раздвоился, одни связывали его с вади Зу-Амарр, другие - с горой Зат ар-Рика́ в 10-15 км от этого вади.

К этому же лету (раби́ I 5 31. VII-29. VIII 626 г. [И. Хиш, с. 668]; 25 раби́ I 24. VIII 626 г. [И. Са́д, т. 2, ч 1, с. 44; Вак., пер., с. 174-175; Jones, 1957, с 271-272]) все ранние биографы Мухаммада относят поход на Думат ал-Джандал, якобы для того, чтобы разогнать бедуинов, притеснявших проезжающих, и продемонстрировать свою силу византийскому императору.

У. М. Уотт вслед за Л. Каэтани принимает на веру сведения арабских источников и считает, что целью похода могло быть обеспечение нарушенного подвоза продуктов в Медину [Watt, 1977, с. 35; Caetani, 1905, vol. 1, с. 599-606], забывая, что Медина в отличие от Мекки могла сама обеспечить себя продуктами. Сведения об этом походе очень туманны. То ли Мухаммад дошел до оазиса, но все его жители разбежались, то ли не дошел до него и, никого не встретив, вернулся в Медину 20 раби́ II. Но в 626 г, до завоевания Хайбара и Таймы, такой поход за 500 км от Медины был просто невозможен, тем более что, уходя с отрядом в 1000 человек, Мухаммад оставлял Медину незащищенной (от Медины до Думат ал-Джандал 13-15 дней пути, от Мекки до Медины - 9-10 дней) .

Если такой поход имел место, то только после завоевания Хайбара и Таймы и договора в Худайбии, т. е. после 628 г. Явный анахронизм рассказа о походе в 626 г. на Думат ал-Джандал подтверждается завершающим его сообщением, что Мухаммад разрешил Уйайне, вождю бану фазара, пастбища которых выгорели, пасти скот в районе ал-Марада (в 70 км восточнее Медины) [И. Са́д, т. 2, ч. 1, с. 45], но, во-первых, этим районом еще распоряжались гатафан, а во-вторых, Уйайна выступает противником Мухаммада в «войне у рва» (конец марта 627 г.) . 304 Дийарб., т. 1, с. 565; Самх., т. 2, с. 60, 278, 292. 305 И. Са́д, т. 2, ч. 1, с. 45. 306 Локализация этого колодца не бесспорна. Ибн Са́д пишет: «От него до ал-Фур около дня [пути], а между ал-Фур и Мединой - 8 баридов» [И. Са́д, т. 2, ч. 1, с. 45]. Ибн Исхак помещает его «около ал-Кудайда, в сторону моря» [И Хиш., с. 725; Халифа, с. 42; Самх., т. 2, с. 373]. Во втором случае имеется в виду местность километров на 70 южнее. О смешении информации в рассказе об этом походе с каким-то другим говорит то, что, по ал-Вакиди, Мухаммад, желая скрыть истинную цель похода, объявил, что направляется в сторону Сирии, вышел из Медины на север, через день свернул влево, сделал круг и вышел на мекканскую дорогу [Вак., с. 380]. Точно то же рассказывается у Ибн Са́да [т. 2, ч. 1, с. 157], но уже о походе на бану лихйан ([Таб., I, 1501] - то же, без ссылки на Ибн Са́да) . Данных о длительности всего похода или отдельных его этапов у нас не имеется, и установить достоверность какой-либо из двух версий невозможно. Единственным аргументом в пользу локализации по Ибн Са́ду является случайное упоминание Ибн Хишама, что на обратном пути Мухаммад сделал остановку в Бака «выше ан-Наки́» [И. Хиш., с. 727], т. е. возвращался не главной дорогой, а восточнее (см. рис. 8) , что вполне понятно, если колодец был в среднем течении вади ал-Фур, километрах в 40 (день пути) выше Абвы (до которой 8 баридов от Медины) . Но в этом случае естественно ожидать, что и из Медины Мухаммад шел тем же, более коротким путем. Это, в свою очередь, делает сомнительным тот обходный маневр с выходом на главную дорогу за ас-Саййалой, о котором говорит ал-Вакиди. 307 Интересно, как трансформируются сведения ранних источников при передаче их поздними компиляторами. Ат-Табари, излагающий часть сведений об этом походе по Ибн Исхаку, пишет: «В этот день погибло из бану мусталик множество народу, и Али б. Абу Талиб убил двоих из них: царя и его сына» [Таб, I, 1516].

Ни один источник не приводит числа пленных воинов, наличие которых у Ибн Са́да упоминается дважды.
  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031   032  033   034
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иосиф брошенный братьями колодец миниатюра рукописи юсуф зулейха 1615 ин-т востоковедения респ узбекистан 1433 | богослужение храме день поминовения усопших радоницы крестный ход памятнику-обелиску воинам погибшим великой отечественной войне 1941-1945 | зайда бен али | богослужение день празднования 73-ой годовщины великой победы крестный ход памятнику-обелиску воинам погибшим великой отечественной войне 1941-1945 | жан кавалье главе отряда камизаров 1864 худож лабушер музей пустыни суйберан франция |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570-633, Глава 3 - читать, скачать - О. Г. Большаков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера